Я, наверное, сделал 3-4 десятка серьезных проектов, но только один раз было ТЗ,
Во франче, в котором работал, под конец дошло до того, что требовалось написание ЗНР на задание на 1ч.
Просто замечательно уместились рядом два полярных сообщения. Я прямо вижу, как
Vbs, пыхтя трубочкой, приговаривает: "плавали..." Это-ж надо, как до таких лет сохранить детскую веру в клиента и его трезвость?
С обратной стороны, я встречал техзадания, которые ну уж очень технические задания. Они хороши для кодировщика - садись и бездумно пиши. Есть структура данных, интерфейс, логика. Но я так работу не разделяю. Кто пишет ТЗ - тот и воплощает. Вот такие ТЗ клиент точно не читает.
Истина, она посредине, и я ее стараюсь нащупать. В своих заданиях стремлюсь отразить вещи понятные клиенту: интерфейс общения пользователя, только в общих чертах логику обработки данных, пример выводимых данных. Невидимыми остаются: изменения в БД, методика реализации (каким регистром, бух.итогами, справочниками), сам алгоритм.
А вот далее события разворачиваются по разным сценариям:
- адекватный клиент примет работу и попросит мелочи доделать
- бестолковенький скажет: "а я ж думал так будет, а вы вон как". Тогда есть повод увеличить стоимость.
- недавно был неприятный случай: новый сотрудник кинулся делать все, что ему клиент наболтает. А потом спустил пар и ушел от меня. Сравнив ТЗ с "почти сделанной" работой, сделал вывод, что программист процентов на 80% сделал наболтанное, а не сделал на 100% написанное в задании. Второй вывод: заказчик глухой и слепой. И пришлось махнуть на все рукой. С заказчика ни копейки. Время убито. Но и заказчик остался в непонятной ситуации. Ведь я его послал. А без мой помощи он не протянет больше полугода. ТЗ сыграло только одну значение: показало, что для клиента оно ничего не значит.