• Курсы Академии Кодебай, стартующие в мае - июне, от команды The Codeby

    1. Цифровая криминалистика и реагирование на инциденты
    2. ОС Linux (DFIR) Старт: 16 мая
    3. Анализ фишинговых атак Старт: 16 мая Устройства для тестирования на проникновение Старт: 16 мая

    Скидки до 10%

    Полный список ближайших курсов ...

Матричный метод решения СЛАУ (распараллеливание с openMP)

R

rrrFer

Цель работы: приобретение навыков разработки параллельных программ с использованием OpenMP.
Задание
Разработать последовательную и параллельную программы решения СЛАУ матричным методом. Сравнить время работы последовательной и параллельной программ.

Ход работы

Решение системы линейных алгебраических уравнений матричным методом определяется по формуле:

upload_2016-10-4_13-32-34.png



где
upload_2016-10-4_13-32-34.png
– обратная матрица коэффициентов переменных,
upload_2016-10-4_13-32-34.png
– матрица-столбец свободных членов,
upload_2016-10-4_13-32-34.png
– матрица-столбец неизвестных переменных.

Основной задачей в данном методе является вычисление обратной матрицы, зная её, вычислить неизвестные переменные не займет много времени.

В данной работе для поиска обратной матрицы использовались элементарные преобразования матрицы, которые применяются в методе Гаусса решения СЛАУ, таким образом, матрица вида (A|E) приводится к матрице вида (E|
upload_2016-10-4_13-32-34.png
), где E – единичная матрица. То есть все те преобразования, которые совершаются над матрицей A, совершаются и над матрицей E. Таким образом, матрица A превратится в единичную, а единичная превратится в матрицу обратную A.

Описание метода на примерах:

Пример 1. Решить СЛАУ из 3х уравнений:


upload_2016-10-4_13-34-0.png
;

1 шаг. Составляется матрица коэффициентов неизвестных переменных (A), матрица-столбец свободных членов (B) и единичная матрица (E):

upload_2016-10-4_13-34-0.png
;

Теперь необходимо привести матрицу A к верхнетреугольному виду, где элементы на главной диагонали равны 1, а элементы ниже главной диагонали равны 0.

2 шаг.

Для начала, если элемент на главной диагонали равен нулю, то необходимо найти строку, где элемент этого же столбца не был равен нулю и поменять местами строки. Если такую строку найти не удалось, то обратная матрица не может быть найдена, как и решение СЛАУ. В данном примере в 1 строке на главной диагонали стоит число 1, значит менять её местами с какой-либо другой строкой не нужно.

3 шаг.

Теперь необходимо разделить каждый элемент текущей строки на элемент, находящийся на главной диагонали, чтобы элемент на главной диагонали стал равен единице. Так как в данном примере элемент уже равен 1, то исходный вид матриц A и E не изменится.

4 шаг.

Далее элементы, находящиеся в столбце под элементом главной диагонали необходимо занулить. Так как на 3м шаге мы превратили элемент на главной диагонали в 1, то из каждой следующей строки можно отнять предыдущую строку, умноженную на элемент 1-го столбца этой строки, таким образом, элемент находящийся в столбце под элементом главной диагонали занулится (например, 7 * 1 – 7 = 0). В данном примере:

После зануления элемента 2й строки:


upload_2016-10-4_13-34-0.png




upload_2016-10-4_13-34-0.png
;

После зануления элемента 3й строки:


upload_2016-10-4_13-34-0.png



upload_2016-10-4_13-34-0.png
;

Далее повторяются шаги 2-4 для следующих строк, пока матрица A не примет верхнетреугольный вид.

Для строки 2:

Делим элементы 2 строки на элемент, находящийся на главной диагонали (на 6):

upload_2016-10-4_13-34-0.png
;

Отнимаем от 3-й строки 2ю, умноженную на единицу:

upload_2016-10-4_13-34-0.png
;

Делим элементы 3й строки на -2,33:

upload_2016-10-4_13-34-0.png
;

5 шаг.

Далее происходит обратный ход. Необходимо занулить элементы, находящиеся выше главной диагонали. Алгоритм зануления тот же, что и в прямом ходе, только обход матрицы происходит снизу вверх.

Зануление элемента 2-й строки столбца:


upload_2016-10-4_13-34-0.png
;


Зануление элемента 3-й строки столбца:

upload_2016-10-4_13-34-0.png
;

Так как элемент 1 строки, находящийся над элементом главной диагонали во 2м столбце уже равен нулю, то занулять его не нужно.


Таким образом, мы превратили матрицу A в единичную, а единичную в обратную матрицу A, отсюда:


upload_2016-10-4_13-34-0.png
.

Осталось только найти решение СЛАУ умножив обратную матрицу на столбце свободных членов:


upload_2016-10-4_13-34-0.png
.


Программы тестировались на СЛАУ из 200 уравнений. Для начала было вычислено среднее время выполнения последовательной программы (рис.1):


upload_2016-10-4_13-37-40.png


Рисунок 1 – результат выполнения последовательной программы

Среднее время выполнения последовательной программы равно 16,2с.

Далее было принято решение распараллелить зануление элементов, лежащих ниже главной диагонали в процессе прямого хода (листинг 1.1) и зануление элементов, лежащих выше главной диагонали в процессе обратного хода (листинг 1.2).

Листинг 1.1. Распараллеленный цикл зануления элементов в процессе прямого хода:
Код:
#pragma omp parallel
        {
#pragma omp for
            for (int i = k + 1; i < size; i++)
            {
                double multi = matrix[i][k];

                for (int j = 0; j < size; j++)
                {
                    matrix[i][j] -= multi * matrix[k][j];
                    E[i][j] -= multi * E[k][j];
                }
            }
    }

Листинг 1.2. Распараллеленный цикл зануления элементов в процессе обратного хода:

Код:
#pragma omp parallel
        {
#pragma omp for
            for (int i = k - 1; i > -1; i--)
            {
                double multi = matrix[i][k];

                for (int j = 0; j < size; j++)
                {
                    matrix[i][j] -= multi * matrix[k][j];
                    E[i][j] -= multi * E[k][j];
                }
            }
    }

Среднее время выполнения при этом уменьшилось на 12,1 с. и стало равно 4,1 с.

Далее распараллеливается цикл вычисления неизвестных переменных X (листинг 1.3):

Листинг 1.3. Распараллеленный цикл вычисления неизвестных переменных

Код:
#pragma omp parallel
    {
#pragma omp for
        for (int i = 0; i < equations_amount; i++)
        {
            X[i] = 0;
            for (int j = 0; j < equations_amount; j++)
                X[i] += matrix[i][j] * B[j];
        }
}

Среднее время выполнения программы уменьшилось на 0,15 с. и стало равно 3,95 с.

Далее распараллеливается цикл деления каждого элемента строки на элемент этой же строки, лежащий на главной диагонали матрицы (листинг 1.4):

Листинг 1.4. Распараллеленный цикл деления элементов
Код:
double div = matrix[k][k];

#pragma omp parallel
        {
#pragma omp for
            for (int j = 0; j < size; j++)
            {
                matrix[k][j] /= div;
                E[k][j] /= div;
            }
    }

Среднее время выполнения программы уменьшилось на 0,05 с. и стало равно 3,9 с (рис.2).


upload_2016-10-4_13-43-1.png


Рисунок 2 – результат выполнения параллельной программы

В данной работе коэффициенты переменных и свободные члены генерируются автоматически. Эти числа могут принимать значения от 0 до 100.

Как видно из рисунков 1-4 и таблицы 1, время выполнения параллельной программы меньше времени выполнения последовательной программы в 4 раза. В процессе выполнения параллельной программы все ядра процессора загружены на 100%.

Исходный код параллельной программы представлен в листинге 2. Параллельная программа отличается от последовательной только наличием директив #pragma omp parallel и #pragma omp for. Распараллеливание других циклов или создание параллельных областей либо невозможно, либо не приведет к уменьшению времени выполнения программы

Листинг 2: исходный код параллельной программы:
Код:
#include <iostream>
#include <time.h>
#include <omp.h>
#include <vector>
using namespace std;

bool search_reverse_matrix(vector <vector<double>> &matrix)
{
    int size = matrix.size();
    vector <vector<double>> E(size, vector<double>(size));

    //Заполнение единичной матрицы
    for (int i = 0; i < size; i++)
    {
        for (int j = 0; j < size; j++)
        {
            if (i == j) E[i][j] = 1.0;
            else E[i][j] = 0.0;
        }
    }

    //Трансформация исходной матрицы в верхнетреугольную
    for (int k = 0; k < size; k++)
    {
        if (abs(matrix[k][k]) < 1e-8)
        {
            bool changed = false;

            for (int i = k + 1; i < size; i++)
            {
                if (abs(matrix[i][k]) > 1e-8)
                {
                    swap(matrix[k], matrix[i]);
                    swap(E[k], E[i]);
                    changed = true;
                    break;
                }
            }

            if (!changed)
                return false;
        }

        double div = matrix[k][k];

#pragma omp parallel
        {
#pragma omp for
            for (int j = 0; j < size; j++)
            {
                matrix[k][j] /= div;
                E[k][j] /= div;
            }
        }

#pragma omp parallel
        {
#pragma omp for
            for (int i = k + 1; i < size; i++)
            {
                double multi = matrix[i][k];


                for (int j = 0; j < size; j++)
                {
                    matrix[i][j] -= multi * matrix[k][j];
                    E[i][j] -= multi * E[k][j];
                }
            }
        }
    }

    //Формирование единичной матрицы из исходной
    //и обратной из единичной
    for (int k = size - 1; k > 0; k--)
    {
#pragma omp parallel
    {
#pragma omp for
        for (int i = k - 1; i > -1; i--)
        {
            double multi = matrix[i][k];

            for (int j = 0; j < size; j++)
            {
                matrix[i][j] -= multi * matrix[k][j];
                E[i][j] -= multi * E[k][j];
            }
        }
    }
    }
    matrix = E;
    return true;
}

double random(const int min, const int max)
{
    if (min == max)
        return min;
    return min + rand() % (max - min);
}

int main()
{
    setlocale(LC_ALL, "RUS");
    int equations_amount;
    cout << "Введите количество уравнений: ";
    cin >> equations_amount;

    vector<vector<double>> matrix(equations_amount, vector<double>(equations_amount));
    vector<double> B(equations_amount);

    // Заполняем матрицу коэффициентов и B
    for (int i = 0; i < equations_amount; i++)
    {
        for (int j = 0; j < equations_amount; j++)
            matrix[i][j] = random(0, 100);
        B[i] = random(0, 100);
    }

    // Вывод системы уравнений
    /*cout << "\nСистема уравнений:\n";
    for (int i = 0; i < equations_amount; i++)
    {
        for (int j = 0; j < equations_amount; j++)
        {

            if (j != 0 && matrix[i][j] >= 0)
                cout << " +";
            cout << " " << matrix[i][j] << "x" << j + 1;
        }
        cout << " = " << B[i] << endl;
    }*/

    double t = clock();

    // Вычисление обратной матрицы
    if (!search_reverse_matrix(matrix))
    {
        cout << "\nНевозможно найти обратную матрицу!\n";
        exit(1);
    }

    // Матрица-столбец неизвестных X и вычисление окончательного результата
    vector<double> X(equations_amount);
#pragma omp parallel
    {
#pragma omp for
        for (int i = 0; i < equations_amount; i++)
        {
            X[i] = 0;
            for (int j = 0; j < equations_amount; j++)
                X[i] += matrix[i][j] * B[j];
        }
    }

    // Вывод окончательного результата
    /*cout << "\nРешение системы уравнений:";
    for (int i = 0; i < equations_amount; i++)
        cout << "\nx" << i + 1 << " = " << X[i];*/

    t = (clock() - t) / 1000;
    cout << "\n\nВремя, затраченное на вычисление: " << t << "с.\n";
    return 0;
}

Вывод:

В данной лабораторной работе были приобретены навыки разработки параллельных программ с использованием OpenMP. Использование параллельных программ позволяет рационально распределить нагрузку на процессор, что значительно сокращает время выполнения программ. В данной работе время решения одной и той же СЛАУ матричным методом различается в 4 раза.
 

Вложения

  • upload_2016-10-4_13-34-0.png
    upload_2016-10-4_13-34-0.png
    1 КБ · Просмотры: 370
  • upload_2016-10-4_13-34-0.png
    upload_2016-10-4_13-34-0.png
    1,6 КБ · Просмотры: 277
  • upload_2016-10-4_13-34-0.png
    upload_2016-10-4_13-34-0.png
    1,3 КБ · Просмотры: 330
  • upload_2016-10-4_13-34-0.png
    upload_2016-10-4_13-34-0.png
    1,6 КБ · Просмотры: 261
  • upload_2016-10-4_13-34-0.png
    upload_2016-10-4_13-34-0.png
    1,7 КБ · Просмотры: 281
  • upload_2016-10-4_13-34-0.png
    upload_2016-10-4_13-34-0.png
    1,7 КБ · Просмотры: 333
  • upload_2016-10-4_13-34-0.png
    upload_2016-10-4_13-34-0.png
    1,7 КБ · Просмотры: 245
  • upload_2016-10-4_13-34-0.png
    upload_2016-10-4_13-34-0.png
    1,7 КБ · Просмотры: 272
  • upload_2016-10-4_13-34-0.png
    upload_2016-10-4_13-34-0.png
    1,5 КБ · Просмотры: 290
  • upload_2016-10-4_13-34-0.png
    upload_2016-10-4_13-34-0.png
    1,9 КБ · Просмотры: 313
  • upload_2016-10-4_13-37-24.png
    upload_2016-10-4_13-37-24.png
    3,4 КБ · Просмотры: 406
Мы в соцсетях:

Обучение наступательной кибербезопасности в игровой форме. Начать игру!