Soa или Web 2.0?

Тема в разделе "Web 2.0, AJAX, Ruby, RSS технологии", создана пользователем admin, 8 май 2006.

  1. admin

    admin Well-Known Member

    Регистрация:
    8 авг 2003
    Сообщения:
    2.811
    Симпатии:
    0
    <P> В конце прошлого года я писал о <A href="http://edgeperspectives.typepad.com/edge_perspectives/2005/12/ready_for_web_3.html" target=_blank>релевантности технологий Web 2.0 для корпораций</A>. Последние несколько месяцев, эта тема привлекла к себе довольно много внимания, вызванного в большой степени текстами Дайана Хинчлайффа (Dion Hinchcliffe) и обсуждениями на двух отраслевых конференциях - SPARK/<A href="http://mix06.com/" target=_blank>MIX 06</A> и <A href="http://www.sandhill.com/conferences/sw2006.php" target=_blank>Software 2006</A>. (Для тех, кто не читает мой блог, я попытался дать своё определение для Web 2.0 <A href="http://edgeperspectives.typepad.com/edge_perspectives/2005/09/what_is_web_20.html" target=_blank>здесь</A>).

    Некоторые из постингов Дайана на эту тему: <A href="http://blogs.zdnet.com/Hinchcliffe/?p=31#more-31" target=_blank>«Запуск бизнеса на веб-софтвере»</A>, <A href="http://web2.wsj2.com/web_20_for_the_enterprise_where_the_action_is.htm" target=_blank>«Web 2.0 для корпораций: в чём фокус?»</A> и <A href="http://blogs.zdnet.com/Hinchcliffe/?p=3" target=_blank>«Web 2.0 для корпораций?»</A>. Об обсуждениях на SPARK/MIX 06 смотрите Дайана Хинчлайффа <A href="http://web2.wsj2.com/spark_exploring_the_convergence_of_web_20_saas_and_soa.htm" target=_blank>здесь</A> и <A href="http://blogs.zdnet.com/Hinchcliffe/index.php?paged=2" target=_blank>здесь</A>, а также <A href="http://blogs.msdn.com/dphill/articles/SPARK.aspx" target=_blank>Дэвида Хилла</A> (David Hill), <A href="http://blogs.zdnet.com/BTL/?p=2740" target=_blank>Дэна Фарбера</A> (Dan Farber) и Фила Уэйнрайта (Phil Wainewright ) <A href="http://www.looselycoupled.com/blog/lc00aa00134.html" target=_blank>здесь</A> и <A href="http://www.looselycoupled.com/blog/lc00aa00133.html" target=_blank>здесь</A>. Кроме этого, ярким событием MIX 06 стали дебаты между Биллом Гейтсом (Bill Gates) и Тимом О’Рейлли (Tim O'Reilly) и стенограмму можно прочесть <A href="http://www.microsoft.com/billgates/speeches/2006/03-20MIX.asp" target=_blank>тут</A>. Отзывы о Software 2006 и <A href="http://www.sandhill.com/conferences/sw2006_materials/SW2006_Industry_Report.pdf" target=_blank>Software 2006 Industry Report</A> подготовленный McKinsey & Co. и Sand Hill Group, смотрите <A href="http://blogs.zdnet.com/Hinchcliffe/?p=30" target=_blank>Дайана Хинчлайфа</A>, <A href="http://blogs.zdnet.com/BTL/?p=2816" target=_blank>Дэна Фарбера</A> и Росса Мэйфилда (Ross Mayfield) <A href="http://ross.typepad.com/blog/2006/04/software_2006.html" target=_blank>здесь</A>, <A href="http://ross.typepad.com/blog/2006/04/ray_lane_on_the.html" target=_blank>здесь</A> и <A href="http://ross.typepad.com/blog/2006/04/mckinsey_on_tac.html" target=_blank>здесь</A>.

    Обсуждения на этих форумах коснулись одной важной темы: какая связь между Web 2.0 и Сервис-Ориентированной Архитектурой (Service Oriented Architectures (SOA))? Именно с этой темой сражается Дайан, вместе со своими постингами <A href="http://blogs.zdnet.com/Hinchcliffe/?p=27" target=_blank>“Расширенное SOA: Веб-Ориентированная Архитектура”</A>, <A href="http://webservices.sys-con.com/read/164532.htm" target=_blank>“Web 2.0 Глобальное SOA”</A> и <A href="http://web2.wsj2.com/is_web_20_the_global_soa.htm" target=_blank>«Являяется ли Web 2.0 Глобальным SOA?»</A>.

    <A name=cutid1></A>Как я отмечал в своих предыдущих постингах, между этими двумя технологическими сообществами лежит широкая трещина, даже несмотря на то, что они основаны на одних и тех же стандартах – XML. Сторонники SOA называют технологии Web 2.0 мелкими «игрушками», не подходящими для «настоящих» корпораций. С другой стороны, чемпионы Web 2.0, потешаются над «разжиревшими» стандартами и архитектурными эскизами, намалёванными корпоративными архитекторами, скептически интересуясь займётся ли когда-нибудь SOA настоящим делом.

    Эта культурная трещина весьма некстати и IMHO мешает замечательным возможностям совместить потенциал этих двух взаимодополняющих технологий. Возможно, из-за этой культурной трещины, мы сейчас и не имеем соответствующих выгод для предпринимательства от слияния обоих этих технологий.

    Нам станет намного понятней, если мы взглянем на две основные задачи, с которыми имеют дело эти технологии: соединение (connection) и сочетание (composition). Когда веб-сервисы только возникали (ранние стандарты, ставшие предшественниками, как Web 2.0 так и SOA), их сторонники изображали в удивительных красках какие возможности откроются для корпораций если динамично сочетать между собой новые модульные сервисы. На практике, однако, ранние применения веб-сервисов внутри корпораций были направлены на более прозаические цели: соединение вместе больших, громоздких функций, так чтобы бизнесы получали большую отдачу от той информации и функциональности, которая уже существовала.

    Соединение ресурсов

    Если сегодня вы поговорите со сторонниками SOA, вы услышите много о соединение функций и баз данных, но совсем не много о соединении вместе людей и помощи в поддержки их взаимодействия друг с другом. Защитники же Web 2.0, напротив, больше подчёркивают возможности в соединении между собой людей и поддержки их взаимо-деятельности. Web 2.0 также связан с соединением функций и информации, но Web 2.0 является уникальным в отношении социальных решений, которых он касается.

    Следующая волна инноваций для корпораций будет зависеть от возможности более эффективно связывать между собой людей, в особенности на разных концах корпорации, и предлагать им инструменты для поддержки коллективного сотворчества. В этом контексте, технологии Web 2.0, как и wiki, сыграют ключевую роль в продвижении корпоративных ценностей. Как <A href="http://web2.wsj2.com/the_state_of_web_20.htm" target=_blank>писал</A> Дайан Хинчлайфф, у разработчиков и программистов, которые руководят IT-отделами корпораций, возникают разногласия по поводу Web 2.0 из-за серьёзного социального аспекта, который затрагивают эти технологии. Сторонники SOA игнорируют эти технологии, как источник угрозы для себя.

    Эндрю МакЭфи (Andrew McAfee) только что опубликовал в Sloan Management Review <A href="http://sloanreview.mit.edu/smr/issue/2006/spring/06/" target=_blank>“Enterprise 2.0: The Dawn of Emergent Collaboration”</A> (требуется подписка), где он высвечивает роль технологий Web 2.0 в соединение людей изнутри корпорации. Это имеет прямое отношение к возможной роли технологий Web 2.0 в knowledge-менеджменте:
    Технологии «Корпорация 2.0» имеют возможность сделать intranet тем, чем Internet уже является: онлайновой платформой с постоянно изменяющейся структурой, построенной повсеместными, автономными и в большой степени самодостаточными партнёрами. На этой платформе авторы создают контент; линки и тэги связывают его в одно целое; а поиск, тэги и указатели делают всё это заметным и помогают людям держать руку на пульсе всего этого.
    <p>Это великолепная статья, но она слишком сосредоточенна на выхватывании знаний, а не на использовании инструментов для коллективного их производства. Если сосредоточиться на инструментах производства знаний, то, возмлжно, удастся преодолеть скептицизм, который выражает <A href="http://www.roughtype.com/archives/2006/04/is_web_20_enter.php" target=_blank>Ник Карр</A> (Nick Carr). Что интересно, МакЭфи <A href="http://blog.hbs.edu/faculty/amcafee/index.php/faculty_amcafee_v3/does_web_20_guarantee_enterprise_20/" target=_blank>дискутирует</A> с Карром в его блоге и ещё он разработал для Гарвардской Школы Бизнеса (Harvard Business School ) курс <A href="http://harvardbusinessonline.hbsp.harvard.edu/b02/en/common/item_detail.jhtml?id=606074" target=_blank>Wikis at Dresdner Kleinwort Wasserstein</A>.</p><p>Сочетание платформ

    Как Web 2.0, так и технологии SOA рассматривают софтвер, как сервисы. Возможно, даже, что более важно, они рассматривают сервисы, как платформы. Больше чем «зрительные» сервисы, как отдельные предложения, созданные для восприятия именно в виде текста, обе эти технологии, отталкиваются от представления, что роль любого сервиса обязательно в том, чтобы стать одним из кирпичей в пирамиде всё новых и новых сервисов.

    Amazon представил ранний и очень ограниченный пример этих возможностей. Разработав партнёрскую программу и предложив книготорговый сервис, который можно встраивать в другие веб-сайты. Amazon удалось значительно расширить свои возможности и создать гораздо более мощную платформу для ведения э-коммерции.

    Оба типа технологий разделяют одни и те же взгляды, но они оба скептически относятся друг к другу в отношении методов, которые планируется применять для достижения этих целей. Чемпионы Web 2.0 пренебрегают SOA из-за их вялости в отношении создания платформы для сотворчества. В этом и заключается ирония, ведь именно SOA изначально поддерживали высокую заинтересованность внутри корпорации, поскольку они возникли, чтобы предложить более гибкий и быстрый путь создания новой функциональности приложений в сравнении с архитектурой приложений в традиционных корпорациях.

    Что произошло? SOA были ангажированы командой CIO (Chief Information Officer - главный управляющий по информации - Прим. перев) и IT-консалтинговых фирм, каждый со своими личными интересами прикладывать усилия необходимые для развития SOA.

    <A name=cutid1></A>CIO по разным причинам становятся всё менее расположенными к риску. Как результат, они очень нервничают, когда речь идёт о внедрении новых технологий внутри корпорации (и даже за её пределами). Их естественный инстинкт требует сопротивляться быстрому внедрению новых технологий, которые способны повести процессы непредсказуемым образом.

    С другой стороны, многие IT-консалтинговые фирмы экономически зависят от проектов, которые требуют многих консультантов, которые бы работали с клиентами длительный период времени. В результате, они обладают естественной склонностью подчёркивать сложность и те вещи, которые связанны с определением и внедрением SOA.

    Технологии Web 2.0 произрастают отдельными ветками этого ангажированного SOA. Рядовые исполнители в этих корпорациях испытывают большое замешательство перед поднимающейся свистопляской вокруг SOA, возрастающими затратами на SOA-разработки и сравнительно ограниченную отдачу от бизнеса, которая получается в результате применения SOA. Напротив же, внедрение Web 2.0 приводит к распространению мэшапов (mashups) (одна из форм сочетания), как это описывает Дайан Хинчлайфф в <A href="http://web2.wsj2.com/the_web_20_mashup_ecosystem_ramps_up.htm" target=_blank>«Восход Экосистемы Web 2.0-Мэшап»</A> и <A href="http://blogs.zdnet.com/Hinchcliffe/?p=13" target=_blank>“Некоторые пророчества Грядущей Мэшосферы (Mashosphere)”</A>.

    Сойти с мёртвой точки

    Что нужно для того чтобы сдвинуться с этой мёртвой точки SOA? Две вещи. Первое, технологии Web 2.0 требует личного контакта с руководителями корпораций, минуя IT-отдел. Второе, следует избегать соблазна расписывать красоту новых архитектур и начать с того, что эти технологии могут достаточно быстро повлиять на бизнес. (Второе не должно составить труда, поскольку технологи Web 2.0 по своей природе хакеры и bootstrappers).

    Они обязательно согласятся, если вы покажете, что значительная экономия будет достигнута уже через шесть-двенадцать месяцев при небольших вложениях. Когда руководители будут убеждены, следует сконцентрироваться на особенной ценности установки межчеловеческих связей и внедрения сервисных платформ, которые способствуют резко возрастающему сочетанию новой функциональности приложений. Чтобы придать этим словам большей актуальности, можно обратить их внимание на растущие объёмы софтвера для Web 2.0, который используется корпорациями (смотрите <A href="http://www.socialtext.net/web3/index.cgi?web_2_0_in_the_enterprise" target=_blank>список </A>составленный Джефф Ноланом (Jeff Nolan) из компании SAP, с вступлением от Дайана Хинчлайффа).

    Значит ли это, что SOA это DOA (Dead On Arrival – скончался по пути – Прим. перев )? Не совсем. SOA до сих пор предлагает ценный фундамент для поддержки устойчивых отношений, необходимых для распределения задач. Но эти SOA должны внедряться более активным и прагматичным образом. Возможно, небольшая конкуренция с технологиями Web 2.0 помогут сойти с мёртвой точки и подтолкнуть IT-отделы и IT-консультанов к сближению своих культурных позиций, чтобы направить бизнес на большую эффективность и обучение.

    Как уже более детально обсуждалось мной и JSB в <A href="http://www.amazon.com/exec/obidos/redirect?link_code=ur2&tag=johnhagelcom-20&camp=1789&creative=9325&path=http%3A%2F%2Fwww.amazon.com%2Fgp%2Fproduct%2F1591397200%2Fqid%3D1140913437%2Fsr%3D2-1%2Fref%3Dpd_bbs_b_2_1%3Fs%3Dbooks%26v%3Dglance%26n%3D" target=_blank>«Единственном надёжном пути»</A>, слияние SOA, архитектур виртуальных сред (virtualization architectures) и социального софтвера Web 2.0 поднимут новую волну создания межкорпоративных и внутрикорпоративных ценностей. Это произойдёт не так гладко, как можно заключить, наблюдая за этими дебаты, но произойдёт обязательно и ставки уже слишком высоки и на каждой из этих технологических арен предлагается что-то особенное для развития нового поколения бизнес-платформ.

    Об авторе:
    Джон Хэйгл (John Hagel) – независимый менеджмент-консультант и автор. Согласно Business Week, один из 25 наиболее влиятельных людей в электронном бизнесе.

    Оригинал:
    <A href="http://edgeperspectives.typepad.com/edge_perspectives/2006/04/soa_versus_web_.html" target=_blank>Edge Perspectives with John Hagel</A></p>
     
Загрузка...

Поделиться этой страницей