1673808547339.png

Дисклеймер!
Данная статья содержит много непонятных слов и аббревиатур. Также в ней указываются громкие названия различных компаний. К сожалению, они мне не заплатили за рекламу, но это не помешает мне рассказывать правду.


Приветствую, дамы и господа! Хотя к чему этот апофеоз, читатель? По работе я столкнулся с непонятной аббревиатурой MVNO. На мой вопрос, что это за нецензурная брань, о которой я ранее не слышал, мне очень подробно и доходчиво объяснили. Я не могу передать цензурными словами весь перечень испытанных мной эмоций, когда я вникал в данный процесс, поэтому вот тут на коленке кривыми пальцами написал статью — читай-опухай, будет много новых непонятных слов, но я их расшифрую.

Ну что ж, обсудим следующую концепцию — MVNO (англ. mobile virtual network operator — виртуальный оператор мобильной сети) — компания, которая оказывает услуги сотовой связи под своим брендом, но не имеет собственной инфраструктуры и арендует ее у другого оператора.

О данной технологии я узнал случайно — полез в «тырнет» и нашел очень много разного материала и для общего развития решил объединить в одну статью, чтобы ты, прочитав ее, четко понимал что такое MVNO и что с ним можно делать. Из первого предложения, думаю, становится понятно, что виртуальный оператор покупает ресурсы и продает их со своей наценкой под своим брендом. Тут далеко за примером ходить не нужно — есть хорошо разрекламированная компания YOTA (они мне за рекламу не платили, кстати). Но на ней свет клином не сошелся — они не первые и не последние, давайте копнем в историю, пускай и не очень глубокую.

С чего же все начиналось

В 1999 британский регулятор OFTEL (The Office of Telecommunications) впервые предложил использовать термин MVNO (Mobile Virtual Network Operator). Тогда под виртуальным оператором понималась компания, продающая услуги мобильной связи, у которой отсутствуют необходимые радиочастоты. С того времени разные компании, среди которых логистические операторы, техногиганты и банки во всем мире создают собственных виртуальных операторов связи.

Как обстоят дела у нас
На сотовом рынке России присутствует так называемая большая четверка, это крупнейшие операторы мобильной связи России: МТС, Билайн, Мегафон, Tele2. У данных компаний присутствует большое количество активов, ресурсы которых они могут предоставить в аренду всем желающим. В основном это трафик минут, SMS, Интернета и другие технические ресурсы самих вышек — иначе как клиенты будут общаться друг с другом!?

В России данная сфера получила развитие в 2014 году. Это был один из самых известных виртуальных операторов — Yota от «Мегафона». Затем внедрили много MVNO-проектов, мелких и крупных. Часть из них закрылась, другие работают и развиваются. В конце 2017 года компания Теле2, создала систему, позволяющую быстро и не очень дорого запускать своих виртуальных операторов.

Сейчас большинство российских MVNO-проектов базируется на «Теле2». Среди известных проектов:
  • «Ростелеком»;
  • «ТрансТелеКом»;
  • «СберМобайл»;
  • «Тинькофф Мобайл».
Виртуальные мобильные операторы продают трафик своим клиентам по своим ценам, под своим брендом и в выгодной для них тарифной сетке. Со своими плюшками, фичами и под определенным соусом, который тебе поставляет отдел маркетинга так, что бы это хотелось купить. К примеру больший пакет минут для общения или безлимитный Интернет’ который значительно дешевле чем у твоего оператора или конкурентов.
Естественно, то, что оператор связи — виртуальный, клиент не поймет, для него это будет незаметно. Даже если он будет наверняка знать, что его оператор — MVNO, он ничего не поймет, поскольку не читал данную статью.

Скорее всего, ты воскликнешь: «Если все так просто и красиво, то почему большая четверка сама не продает трафик новым клиентам, а продает его задешево виртуальным операторам связи?». Сейчас расскажу!
Продавать трафик виртуальным операторам оптом значительно выгоднее, чем увеличивать бюджет маркетинга для охвата относительно небольшого количества клиентов. Это решение позволяет, как выражаются, не стрелять из пушки по воробьям.

Всегда найдутся клиенты, которые разочаровались в текущем операторе, и ни за какие коврижки к нему не вернутся, даже если им предложат тариф по значительно более выгодной цене, чем у других. Ну или по любой другой причине их могут не устраивать существующие операторы связи. Даже несмотря на все ранее сказанное, а я умышленно не стал перечислять весь спектр проблем, который требуется решать материнской компании, организация ничего не теряет — она наращивает клиентскую базу, пусть и таким необычным способом.

И тут на рынке появляется оператор связи с новыми тарифами, разными фишками, красивым и броским названием, эффектной рекламой. Для продвижения уже работает маркетинг и вложенный в него бюджет. Как известно, размер бюджета на рекламу и ее охват может быть разный. Но маркетинг — это только часть затрат, присутствует огромное количество и других сложностей, с которыми сталкиваются молодые виртуальные операторы. Отсюда и серьезные расходы, какие с себя снимают крупные операторы связи. Несмотря на это, билинг у данных компаний может быть материнской компании.


Далее будет много непонятных и сложных слов, я подробно расскажу, не пугайся.

Что такое биллинг?
Биллинг (от англ. слова «billing») c английского означает «составление счета». Понятие включает в себя большое количество различных программ, которые позволяют вычислить, какое количество услуг оказано. На услуги устанавливается тариф, производится расчет и клиенту отправляется полученный счет с указанием возможных скидок и бонусов.

Что такое биллинговые системы?
Биллинговые системы — это системы, рассчитывающие цену за предоставление услуг по каждому конкретному клиенту, а также хранящие информацию о действующих тарифах и других услугах и их характеристиках. Они применяются в компаниях при выставлении счетов клиентам, а также для взаиморасчетов с поставщиками услуг.

Не могу рассуждать, выгодный ли это бизнес, поскольку не знаю его изнутри, но не рассказать об этом я просто не мог. Предполагаю, на территории СНГ тоже существуют подобные мобильные виртуальные операторы — я не стал разбираться в данном вопросе, для нас он не такой животрепещущий.

Давайте поговорим о возможных преимуществах виртуальных операторов для абонентов:
  • хорошая, устойчивая связь. Виртуальный оператор подключает одновременно несколько мобильных сетей, чтобы увеличить зону покрытия. Переключение на более сильный сигнал происходит автоматически.
  • выгодные тарифы. Компании заманивают будущего клиента конструктором тарифов – абонент самостоятельно выбирает количество минут, SMS и трафика.
  • Скидки и бонусы. Компании хорошо знают свою целевую аудиторию и разрабатывают привлекательные предложения для клиентов. У крупных операторов зачастую стандартизированные тарифы.
Ну и давайте поговорим о деньгах — сколько же стоит, к примеру, стать виртуальным оператором связи в России.
Чтобы исключить эффект «глухого телефона», я планировал взять информацию с официальных сайтов большой четверки. К сожалению, в открытом доступе лежит только Теле2.
Их «фабрика MVNO» предлагает услуги от 11 и 25 млн. рублей в зависимости размера пакета услуг. Другие операторы связи, возможно, предоставляют данные услуги примерно в этом диапазоне или в несколько раз дороже — к сожалению, аргументировать я это ничем не могу.

Примерная модель организации будущего виртуального оператора мобильной сети
Каждый год появляется все большее количество виртуальных операторов, которые запускают банки, интернет-провайдеры и даже социальные сети.
Если тебе очень сильно хочется создать своего MVNO, я сейчас расскажу, как это можно сделать!

Для запуска нужно составить бизнес-план, интегрировать систему и протестировать ее. Размер инвестиций зависит от выбранной модели организации. Например, если в качестве материнского оператора выбрать «Теле2», ты заплатишь от 11 млн рублей. Внимание, прошу не забывать данная сумма только начальная, не конечная!

В Теле2 выделяют 4 модели:
  • Light. Таких виртуальных операторов можно назвать агентами. Они используют свои ресурсы по минимуму, а основную работу выполняет компания-партнер. Поставщики связи занимаются продвижением, создают приложения, сайты и обслуживают пользователей. Цены на запуск начинаются от 3 млн рублей.
  • MVNE. С такой моделью компании не только оказывают услуги связи, но и обладают собственной лицензией на эту деятельность. Необходимо решать технические вопросы, зато можно предлагать абонентам комплексные продукты. Цены на запуск варьируются в диапазоне от 20 до 70 млн рублей.
  • Medium. Помимо продаж, обслуживания и маркетинга, лицензированный виртуальный оператор занимается биллингом и системами оплаты. Он частично использует инфраструктуру материнской компании, но для выполнения основных задач задействует собственные ресурсы. Цены достигают 500 млн рублей.
  • Full. Эта модель предполагает только аренду мобильной сети. Компания максимально независима от партнера, устанавливает свои условия. Запуск может стоить более 1 млрд рублей.
Как видишь, разброс цен огромен, запустить виртуального оператора может не только крупная компания, но и частное лицо, а также ИП или блогер. Но для успешного развития мало большой клиентской базы — необходим тот, кто бы мог придумать грамотный подход к делу, и хорошие управленцы. Как бы это странно ни звучало, этому не учат мамкины блогеры и инфоцыгане со своими успешными курсами. Просто наличие нескольких мешков денег не поможет.


Немного цифр и чуть-чуть фактов!

По данным « », доля виртуальных операторов на российском рынке мобильной связи в России приближается к 5%. По итогам 2020 года общее число MVNO-абонентов достигло 12 млн, годовой рост составил 15%.
Большая часть MVNO приходится на бренд Yota — дочернюю компанию «Мегафона» и «Скартел». Всего на 2021 год в России работает более 20 MVNO.

Свои виртуальные операторы есть у крупных банков и организаций: «Тинькофф Мобайл», «СберМобайл», «ВТБ Мобайл» и «ГПБ Мобайл» (Газпромбанк).
Также есть виртуальные операторы у РЖД («Транстелеком»), футбольного клуба «Спартак» («Спартак Мобайл») и даже у бойца по смешанным единоборствам Хабиба Нурмагомедова (Eagle Mobile), а еще у бизнес-блогера Азама Ходжаева (Migo Mobile).

Не стоит забывать, что существуют есть и неудачные подобные проекты. Прекратили работу операторы ритейлеров X5 Retail Group («Алло») и «Связной» («Связной Мобайл»), а также соцсети «ВКонтакте» (VK Mobile). Не готов точно сказать, возможно, данные проекты закрылись из-за технических неполадок и ошибок в продвижении. И не стоит исключать, что нашлись люди, которые заставили их быстро свернуться. Предполагаю, что проблем с деньгами и кадрами у руководителей данных проектов не возникало.
На этом все уважаемый читатель, до новых встреч!

До скорой встречи!

Великий и ужасный Сергей Сталь
Редактор: Александра Калюжная
 
Последнее редактирование модератором:
09.11.2017
234
243
мне потребовалось несколько ведер и куча времени что бы понять всю глубину глубин, а после это написать нормальным языком
Я всё понял но не сначала после фляжки ещё фляжки и бесконечно пока не пришло само всё это статья полезная информация прям ух кхм кхм)
 
  • Нравится
Реакции: Сергей Сталь

gh0sty

One Level
03.03.2018
8
2
Да всё ж понятно. Ну, либо я не понял всю "глубину глубин")
 

Edmon Dantes

Green Team
05.10.2022
11
7
Доброго времени суток! Как всегда интересно и без "воды". Опять же очень познавательно. Спасибо.
 
Мы в соцсетях: