Еще раз об ЭЦП

  • Автор темы Oksana
  • Дата начала
O

Oksana

Добрый день всем

Вопросы об ЭЦП поднимались, но в очередной раз не нахожу для себя определенного ответа.

Так бывает работали-работали, и вдруг кто-то задает вопрос а на каком основании мы все согласовываем в электронном виде, а правомочно ли это? Речь идет о согласовании документов как в купленной программе "Босс-Референт", так и в самописных данных.
Подскажите, пожалуйста, как правильно регулировать этот вопрос на предприятии, кокой документ должен быть издан или утвержден, и чтобы он не противоречил действующему законодательству (еще лучше ссылался), что бы один раз утвердить и в существующей системе и в будущих разработках правомочность подписи в электронном виде.

И еще параллельный вопрос, где можно прочесть о правилах передачи электронных документов в государственный архив?
Спасибо
 
M

morpheus

а в России есть законодательная база под ЕЦП и собственно центры выдачи ЕЦП ?

в Украине вроде как етсь,

ау де АКупака и другие аПЛАНовцы бувшые???
 

erdi

Green Team
20.08.2008
264
17
BIT
0
Закон РФ N1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи"
Глава I. Общие положения
Статья 1. Цель и сфера применения настоящего Федерального закона
1. Целью настоящего Федерального закона является обеспечение правовых условий использования электронной цифровой подписи в электронных документах, при соблюдении которых электронная цифровая подпись в электронном документе признается равнозначной собственноручной подписи в документе на бумажном носителе.
2. Действие настоящего Федерального закона распространяется на отношения, возникающие при совершении гражданско-правовых сделок и в других предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях. Действие настоящего Федерального закона не распространяется на отношения, возникающие при использовании иных аналогов собственноручной подписи.
Статья 2. Правовое регулирование отношений в области использования электронной цифровой подписи
Правовое регулирование отношений в области использования электронной цифровой подписи осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "Об информации, информатизации и защите информации", Федеральным законом "О связи", другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также осуществляется соглашением сторон.
Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
электронный документ - документ, в котором информация представлена в электронно-цифровой форме;
электронная цифровая подпись - реквизит электронного документа, предназначенный для защиты данного электронного документа от подделки, полученный в результате криптографического преобразования информации с использованием закрытого ключа электронной цифровой подписи и позволяющий идентифицировать владельца сертификата ключа подписи, а также установить отсутствие искажения информации в электронном документе;
владелец сертификата ключа подписи - физическое лицо, на имя которого удостоверяющим центром выдан сертификат ключа подписи и которое владеет соответствующим закрытым ключом электронной цифровой подписи, позволяющим с помощью средств электронной цифровой подписи создавать свою электронную цифровую подпись в электронных документах (подписывать электронные документы);
средства электронной цифровой подписи - аппаратные и (или) программные средства, обеспечивающие реализацию хотя бы одной из следующих функций - создание электронной цифровой подписи в электронном документе с использованием закрытого ключа электронной цифровой подписи, подтверждение с использованием открытого ключа электронной цифровой подписи подлинности электронной цифровой подписи в электронном документе, создание закрытых и открытых ключей электронных цифровых подписей;
сертификат средств электронной цифровой подписи - документ на бумажном носителе, выданный в соответствии с правилами системы сертификации для подтверждения соответствия средств электронной цифровой подписи установленным требованиям;
закрытый ключ электронной цифровой подписи - уникальная последовательность символов, известная владельцу сертификата ключа подписи и предназначенная для создания в электронных документах электронной цифровой подписи с использованием средств электронной цифровой подписи;
открытый ключ электронной цифровой подписи - уникальная последовательность символов, соответствующая закрытому ключу электронной цифровой подписи, доступная любому пользователю информационной системы и предназначенная для подтверждения с использованием средств электронной цифровой подписи подлинности электронной цифровой подписи в электронном документе;
сертификат ключа подписи - документ на бумажном носителе или электронный документ с электронной цифровой подписью уполномоченного лица удостоверяющего центра, которые включают в себя открытый ключ электронной цифровой подписи и которые выдаются удостоверяющим центром участнику информационной системы для подтверждения подлинности электронной цифровой подписи и идентификации владельца сертификата ключа подписи;
подтверждение подлинности электронной цифровой подписи в электронном документе - положительный результат проверки соответствующим сертифицированным средством электронной цифровой подписи с использованием сертификата ключа подписи принадлежности электронной цифровой подписи в электронном документе владельцу сертификата ключа подписи и отсутствия искажений в подписанном данной электронной цифровой подписью электронном документе;
пользователь сертификата ключа подписи - физическое лицо, использующее полученные в удостоверяющем центре сведения о сертификате ключа подписи для проверки принадлежности электронной цифровой подписи владельцу сертификата ключа подписи;
информационная система общего пользования - информационная система, которая открыта для использования всеми физическими и юридическими лицами и в услугах которой этим лицам не может быть отказано;
корпоративная информационная система - информационная система, участниками которой может быть ограниченный круг лиц, определенный ее владельцем или соглашением участников этой информационной системы.
Глава II. Условия использования электронной цифровой подписи
Статья 4. Условия признания равнозначности электронной цифровой подписи и собственноручной подписи
1. Электронная цифровая подпись в электронном документе равнозначна собственноручной подписи в документе на бумажном носителе при одновременном соблюдении следующих условий:
• сертификат ключа подписи, относящийся к этой электронной цифровой подписи, не утратил силу (действует) на момент проверки или на момент подписания электронного документа при наличии доказательств, определяющих момент подписания;
• подтверждена подлинность электронной цифровой подписи в электронном документе;
• электронная цифровая подпись используется в соответствии со сведениями, указанными в сертификате ключа подписи.
2. Участник информационной системы может быть одновременно владельцем любого количества сертификатов ключей подписей. При этом электронный документ с электронной цифровой подписью имеет юридическое значение при осуществлении отношений, указанных в сертификате ключа подписи.
Статья 5. Использование средств электронной цифровой подписи
1. Создание ключей электронных цифровых подписей осуществляется для использования в:
• информационной системе общего пользования ее участником или по его обращению удостоверяющим центром;
• корпоративной информационной системе в порядке, установленном в этой системе.
2. При создании ключей электронных цифровых подписей для использования в информационной системе общего пользования должны применяться только сертифицированные средства электронной цифровой подписи. Возмещение убытков, причиненных в связи с созданием ключей электронных цифровых подписей несертифицированными средствами электронной цифровой подписи, может быть возложено на создателей и распространителей этих средств в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3. Использование несертифицированных средств электронной цифровой подписи и созданных ими ключей электронных цифровых подписей в корпоративных информационных системах федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления не допускается.
4. Сертификация средств электронной цифровой подписи осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о сертификации продукции и услуг.
Статья 6. Сертификат ключа подписи
1. Сертификат ключа подписи должен содержать следующие сведения:
• уникальный регистрационный номер сертификата ключа подписи, даты начала и окончания срока действия сертификата ключа подписи, находящегося в реестре удостоверяющего центра;
• фамилия, имя и отчество владельца сертификата ключа подписи или псевдоним владельца. В случае использования псевдонима удостоверяющим центром вносится запись об этом в сертификат ключа подписи;
• открытый ключ электронной цифровой подписи;
• наименование средств электронной цифровой подписи, с которыми используется данный открытый ключ электронной цифровой подписи;
• наименование и место нахождения удостоверяющего центра, выдавшего сертификат ключа подписи;
• сведения об отношениях, при осуществлении которых электронный документ с электронной цифровой подписью будет иметь юридическое значение.
2. В случае необходимости в сертификате ключа подписи на основании подтверждающих документов указываются должность (с указанием наименования и места нахождения организации, в которой установлена эта должность) и квалификация владельца сертификата ключа подписи, а по его заявлению в письменной форме - иные сведения, подтверждаемые соответствующими документами.
3. Сертификат ключа подписи должен быть внесен удостоверяющим центром в реестр сертификатов ключей подписей не позднее даты начала действия сертификата ключа подписи.
4. Для проверки принадлежности электронной цифровой подписи соответствующему владельцу сертификат ключа подписи выдается пользователям с указанием даты и времени его выдачи, сведений о действии сертификата ключа подписи (действует, действие приостановлено, сроки приостановления его действия, аннулирован, дата и время аннулирования сертификата ключа подписи) и сведений о реестре сертификатов ключей подписей. В случае выдачи сертификата ключа подписи в форме документа на бумажном носителе этот сертификат оформляется на бланке удостоверяющего центра и заверяется собственноручной подписью уполномоченного лица и печатью удостоверяющего центра. В случае выдачи сертификата ключа подписи и указанных дополнительных данных в форме электронного документа этот сертификат должен быть подписан электронной цифровой подписью уполномоченного лица удостоверяющего центра.
Статья 7. Срок и порядок хранения сертификата ключа подписи в удостоверяющем центре
1. Срок хранения сертификата ключа подписи в форме электронного документа в удостоверяющем центре определяется договором между удостоверяющим центром и владельцем сертификата ключа подписи. При этом обеспечивается доступ участников информационной системы в удостоверяющий центр для получения сертификата ключа подписи.
2. Срок хранения сертификата ключа подписи в форме электронного документа в удостоверяющем центре после аннулирования сертификата ключа подписи должен быть не менее установленного федеральным законом срока исковой давности для отношений, указанных в сертификате ключа подписи.
По истечении указанного срока хранения сертификат ключа подписи исключается из реестра сертификатов ключей подписей и переводится в режим архивного хранения. Срок архивного хранения составляет не менее чем пять лет. Порядок выдачи копий сертификатов ключей подписей в этот период устанавливается в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3. Сертификат ключа подписи в форме документа на бумажном носителе хранится в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об архивах и архивном деле.
Глава III. Удостоверяющие центры
Статья 8. Статус удостоверяющего центра
1. Удостоверяющим центром, выдающим сертификаты ключей подписей для использования в информационных системах общего пользования, должно быть юридическое лицо, выполняющее функции, предусмотренные настоящим Федеральным законом. При этом удостоверяющий центр должен обладать необходимыми материальными и финансовыми возможностями, позволяющими ему нести гражданскую ответственность перед пользователями сертификатов ключей подписей за убытки, которые могут быть понесены ими вследствие недостоверности сведений, содержащихся в сертификатах ключей подписей.
Требования, предъявляемые к материальным и финансовым возможностям удостоверяющих центров, определяются Правительством Российской Федерации по представлению уполномоченного федерального органа исполнительной власти.
Статус удостоверяющего центра, обеспечивающего функционирование корпоративной информационной системы, определяется ее владельцем или соглашением участников этой системы.
2. Деятельность удостоверяющего центра подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности.
Статья 9. Деятельность удостоверяющего центра
1. Удостоверяющий центр:
• изготавливает сертификаты ключей подписей;
• создает ключи электронных цифровых подписей по обращению участников информационной системы с гарантией сохранения в тайне закрытого ключа электронной цифровой подписи;
• приостанавливает и возобновляет действие сертификатов ключей подписей, а также аннулирует их;
• ведет реестр сертификатов ключей подписей, обеспечивает его актуальность и возможность свободного доступа к нему участников информационных систем;
• проверяет уникальность открытых ключей электронных цифровых подписей в реестре сертификатов ключей подписей и архиве удостоверяющего центра;
• выдает сертификаты ключей подписей в форме документов на бумажных носителях и (или) в форме электронных документов с информацией об их действии;
• осуществляет по обращениям пользователей сертификатов ключей подписей подтверждение подлинности электронной цифровой подписи в электронном документе в отношении выданных им сертификатов ключей подписей;
• может предоставлять участникам информационных систем иные связанные с использованием электронных цифровых подписей услуги.
2. Изготовление сертификатов ключей подписей осуществляется на основании заявления участника информационной системы, которое содержит сведения, указанные в статье 6 настоящего Федерального закона и необходимые для идентификации владельца сертификата ключа подписи и передачи ему сообщений. Заявление подписывается собственноручно владельцем сертификата ключа подписи. Содержащиеся в заявлении сведения подтверждаются предъявлением соответствующих документов.
3. При изготовлении сертификатов ключей подписей удостоверяющим центром оформляются в форме документов на бумажных носителях два экземпляра сертификата ключа подписи, которые заверяются собственноручными подписями владельца сертификата ключа подписи и уполномоченного лица удостоверяющего центра, а также печатью удостоверяющего центра. Один экземпляр сертификата ключа подписи выдается владельцу сертификата ключа подписи, второй - остается в удостоверяющем центре.
4. Услуги по выдаче участникам информационных систем сертификатов ключей подписей, зарегистрированных удостоверяющим центром, одновременно с информацией об их действии в форме электронных документов оказываются безвозмездно.
Статья 10. Отношения между удостоверяющим центром и уполномоченным федеральным органом исполнительной власти
1. Удостоверяющий центр до начала использования электронной цифровой подписи уполномоченного лица удостоверяющего центра для заверения от имени удостоверяющего центра сертификатов ключей подписей обязан представить в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти сертификат ключа подписи уполномоченного лица удостоверяющего центра в форме электронного документа, а также этот сертификат в форме документа на бумажном носителе с собственноручной подписью указанного уполномоченного лица, заверенный подписью руководителя и печатью удостоверяющего центра.
2. Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти ведет единый государственный реестр сертификатов ключей подписей, которыми удостоверяющие центры, работающие с участниками информационных систем общего пользования, заверяют выдаваемые ими сертификаты ключей подписей, обеспечивает возможность свободного доступа к этому реестру и выдает сертификаты ключей подписей соответствующих уполномоченных лиц удостоверяющих центров.
3. Электронные цифровые подписи уполномоченных лиц удостоверяющих центров могут использоваться только после включения их в единый государственный реестр сертификатов ключей подписей. Использование этих электронных цифровых подписей для целей, не связанных с заверением сертификатов ключей подписей и сведений об их действии, не допускается.
4. Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти:
• осуществляет по обращениям физических лиц, организаций, федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления подтверждение подлинности электронных цифровых подписей уполномоченных лиц удостоверяющих центров в выданных ими сертификатах ключей подписей;
• осуществляет в соответствии с положением об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти иные полномочия по обеспечению действия настоящего Федерального закона.
Статья 11. Обязательства удостоверяющего центра по отношению к владельцу сертификата ключа подписи
Удостоверяющий центр при изготовлении сертификата ключа подписи принимает на себя следующие обязательства по отношению к владельцу сертификата ключа подписи:
• вносить сертификат ключа подписи в реестр сертификатов ключей подписей;
• обеспечивать выдачу сертификата ключа подписи обратившимся к нему участникам информационных систем;
• приостанавливать действие сертификата ключа подписи по обращению его владельца;
• уведомлять владельца сертификата ключа подписи о фактах, которые стали известны удостоверяющему центру и которые существенным образом могут сказаться на возможности дальнейшего использования сертификата ключа подписи;
• иные установленные нормативными правовыми актами или соглашением сторон обязательства.
Статья 12. Обязательства владельца сертификата ключа подписи
1. Владелец сертификата ключа подписи обязан:
• не использовать для электронной цифровой подписи открытые и закрытые ключи электронной цифровой подписи, если ему известно, что эти ключи используются или использовались ранее;
• хранить в тайне закрытый ключ электронной цифровой подписи;
• немедленно требовать приостановления действия сертификата ключа подписи при наличии оснований полагать, что тайна закрытого ключа электронной цифровой подписи нарушена.
2. При несоблюдении требований, изложенных в настоящей статье, возмещение причиненных вследствие этого убытков возлагается на владельца сертификата ключа подписи.
Статья 13. Приостановление действия сертификата ключа подписи
1. Действие сертификата ключа подписи может быть приостановлено удостоверяющим центром на основании указания лиц или органов, имеющих такое право в силу закона или договора, а в корпоративной информационной системе также в силу установленных для нее правил пользования.
2. Период от поступления в удостоверяющий центр указания о приостановлении действия сертификата ключа подписи до внесения соответствующей информации в реестр сертификатов ключей подписей должен устанавливаться в соответствии с общим для всех владельцев сертификатов ключей подписей правилом. По договоренности между удостоверяющим центром и владельцем сертификата ключа подписи этот период может быть сокращен.
3. Действие сертификата ключа подписи по указанию полномочного лица (органа) приостанавливается на исчисляемый в днях срок, если иное не установлено нормативными правовыми актами или договором. Удостоверяющий центр возобновляет действие сертификата ключа подписи по указанию полномочного лица (органа). В случае, если по истечении указанного срока не поступает указание о возобновлении действия сертификата ключа подписи, он подлежит аннулированию.
4. В соответствии с указанием полномочного лица (органа) о приостановлении действия сертификата ключа подписи удостоверяющий центр оповещает об этом пользователей сертификатов ключей подписей путем внесения в реестр сертификатов ключей подписей соответствующей информации с указанием даты, времени и срока приостановления действия сертификата ключа подписи, а также извещает об этом владельца сертификата ключа подписи и полномочное лицо (орган), от которого получено указание о приостановлении действия сертификата ключа подписи.
Статья 14. Аннулирование сертификата ключа подписи
1. Удостоверяющий центр, выдавший сертификат ключа подписи, обязан аннулировать его:
• по истечении срока его действия;
• при утрате юридической силы сертификата соответствующих средств электронной цифровой подписи, используемых в информационных системах общего пользования;
• в случае, если удостоверяющему центру стало достоверно известно о прекращении действия документа, на основании которого оформлен сертификат ключа подписи;
• по заявлению в письменной форме владельца сертификата ключа подписи;
• в иных установленных нормативными правовыми актами или соглашением сторон случаях.
2. В случае аннулирования сертификата ключа подписи удостоверяющий центр оповещает об этом пользователей сертификатов ключей подписей путем внесения в реестр сертификатов ключей подписей соответствующей информации с указанием даты и времени аннулирования сертификата ключа подписи, за исключением случаев аннулирования сертификата ключа подписи по истечении срока его действия, а также извещает об этом владельца сертификата ключа подписи и полномочное лицо (орган), от которого получено указание об аннулировании сертификата ключа подписи.
Статья 15. Прекращение деятельности удостоверяющего центра
1. Деятельность удостоверяющего центра, выдающего сертификаты ключей подписей для использования в информационных системах общего пользования, может быть прекращена в порядке, установленном гражданским законодательством.
2. В случае прекращения деятельности удостоверяющего центра, указанного в пункте 1 настоящей статьи, сертификаты ключей подписей, выданные этим удостоверяющим центром, могут быть переданы другому удостоверяющему центру по согласованию с владельцами сертификатов ключей подписей.
Сертификаты ключей подписей, не переданные в другой удостоверяющий центр, аннулируются и передаются на хранение в соответствии со статьей 7 настоящего Федерального закона уполномоченному федеральному органу исполнительной власти.
3. Деятельность удостоверяющего центра, обеспечивающего функционирование корпоративной информационной системы, прекращается по решению владельца этой системы, а также по договоренности участников этой системы в связи с передачей обязательств данного удостоверяющего центра другому удостоверяющему центру или в связи с ликвидацией корпоративной информационной системы.
Глава IV. Особенности использования электронной цифровой подписи
Статья 16. Использование электронной цифровой подписи в сфере государственного управления
1. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также организации, участвующие в документообороте с указанными органами, используют для подписания своих электронных документов электронные цифровые подписи уполномоченных лиц указанных органов, организаций.
2. Сертификаты ключей подписей уполномоченных лиц федеральных органов государственной власти включаются в реестр сертификатов ключей подписей, который ведется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и выдаются пользователям сертификатов ключей подписей из этого реестра в порядке, установленном настоящим Федеральным законом для удостоверяющих центров.
3. Порядок организации выдачи сертификатов ключей подписей уполномоченных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации и уполномоченных лиц органов местного самоуправления устанавливается нормативными правовыми актами соответствующих органов.
Статья 17. Использование электронной цифровой подписи в корпоративной информационной системе
1. Корпоративная информационная система, предоставляющая участникам информационной системы общего пользования услуги удостоверяющего центра корпоративной информационной системы, должна соответствовать требованиям, установленным настоящим Федеральным законом для информационных систем общего пользования.
2. Порядок использования электронных цифровых подписей в корпоративной информационной системе устанавливается решением владельца корпоративной информационной системы или соглашением участников этой системы.
3. Содержание информации в сертификатах ключей подписей, порядок ведения реестра сертификатов ключей подписей, порядок хранения аннулированных сертификатов ключей подписей, случаи утраты указанными сертификатами юридической силы в корпоративной информационной системе регламентируются решением владельца этой системы или соглашением участников корпоративной информационной системы.
Статья 18. Признание иностранного сертификата ключа подписи
Иностранный сертификат ключа подписи, удостоверенный в соответствии с законодательством иностранного государства, в котором этот сертификат ключа подписи зарегистрирован, признается на территории Российской Федерации в случае выполнения установленных законодательством Российской Федерации процедур признания юридического значения иностранных документов.
Статья 19. Случаи замещения печатей
1. Содержание документа на бумажном носителе, заверенного печатью и преобразованного в электронный документ, в соответствии с нормативными правовыми актами или соглашением сторон может заверяться электронной цифровой подписью уполномоченного лица.
2. В случаях, установленных законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации или соглашением сторон, электронная цифровая подпись в электронном документе, сертификат которой содержит необходимые при осуществлении данных отношений сведения о правомочиях его владельца, признается равнозначной собственноручной подписи лица в документе на бумажном носителе, заверенном печатью.
Глава V. Заключительные и переходные положения
Статья 20. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом
1. Нормативные правовые акты Российской Федерации подлежат приведению в соответствие с настоящим Федеральным законом в течение трех месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
2. Учредительные документы удостоверяющих центров, выдающих сертификаты ключей подписей для использования в информационных системах общего пользования, подлежат приведению в соответствие с настоящим Федеральным законом в течение шести месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Статья 21. Переходные положения
Удостоверяющие центры, создаваемые после вступления в силу настоящего Федерального закона до начала ведения уполномоченным федеральным органом исполнительной власти реестра сертификатов ключей подписей, должны отвечать требованиям настоящего Федерального закона, за исключением требования предварительно представлять сертификаты ключей подписей своих уполномоченных лиц уполномоченному федеральному органу исполнительной власти. Соответствующие сертификаты должны быть представлены указанному органу не позднее чем через три месяца со дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Президент
Российской Федерации
В. Путин
от 10 января 2002 г. N 1-ФЗ
Принят Государственной Думой 13 декабря 2001 года
Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2001 года
 
O

Oksana

Закон РФ N1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи"
.....
Глава III. Удостоверяющие центры
Статья 8. Статус удостоверяющего центра
1. Удостоверяющим центром, выдающим сертификаты ключей подписей для использования в информационных системах общего пользования, должно быть юридическое лицо, выполняющее функции, предусмотренные настоящим Федеральным законом.
Да закон есть, но я не юрист, и мне все твердят этот закон надо еще правильно к нашей ситуации прикрутить.
Вот, например, про Удостоверяющие центы. Лотус сам себе удостоверяющий центр, я правильно понимаю? Опять же прошу учесть, что речь идет о наших внутренних документах, не идет речи о переписке между различными организациями с примененимем ЭЦП.
Например, в результате внутреннего электронного согласования распечатывается лист согласования, фактически он имеет некоторую печатную форму на которой говорится, что Иванов якобы согласен и Петров вот тоже согласен. Прверить, это можно открыв электронный документ в БД и убедившись, что электронная подпись не нарушена.
Вот что хотелось бы соеденить во едино, сказать да такой лист согласование имеет право быть, на основании того что ПО Лотус соответвует требованиям закона об ЭЦП и это подтверждено тем-то и тем, ну и тд
может какие термины не верно использую, извините
 

erdi

Green Team
20.08.2008
264
17
BIT
0
Оксана, в вашей организации существует служба безопасности, которая следит за актуальностью пользователей, т.е. за актуальностью id пользователя. Все ссылки в этой печатной форме относящиеся к Иванову будут соответствовать Иванову, т.к. это он зашел под своим id файлом и ввел свой пароль, который знает только он, в систему и поставил свое согласие в этом документе. Если фактически окажется что Иванов не давал согласие и согласие появилось от его имени в этом документе, значит кто-то, когда Иванова не было на месте, с эго компьютера сделал процедуру согласования документа или же у него украли его id файл и пароль. В таком случаи здесь все вопросы к службе безопасности, почему она проморгала воровство или же к Иванову, почему рабочее место оставил без присмотра.
Для контролирующих организаций, как у вас устроен ваш внутренний документооборот, не волнует. Но проверять документы они будут не в электронном, а в бумажном виде(с подписью руководителя и печатью), т.к. полноценного закона об электронном документообороте в России нет. Т.е. все юридически значимые документы должны иметь подпись руководителя и печать организации. Но не должны иметь отметки и росписи согласующих лиц, входящие в организацию.
P.S. а из какого вы города и как называется ваша организация, если это не секрет?
 
O

Oksana

Оксана, в вашей организации существует служба безопасности, которая следит за актуальностью пользователей, т.е. за актуальностью id пользователя.
Да есть, в том числе я, как администратор, регистрирующий пользователя, тоже несу определенную часть ответственности. Но мне не совсем понятен механимз доказательства подллиности подписи, те в случае вопросов я просто тыкаю пальцем в экран говорю видите, что тут написано?
Видимо должен быть какой-то приказ, который говорит о том, что внутри органзации мы доверяем ситеме Лотус, которая обладает определенным набором возможностей (тут бы хотелось ссылку на официальный источник, что и правда обладает), позволяющих удостоверить личность подписавшего, ну и коненчо пункты о сохранности ид-файлов, нераспространении паролей и тд. ( некторый подобный док-т у нас есть, но как я сказала, до сих пор возникают вопросы. так как не все так четко прописано, как хотелось бы).

Для контролирующих организаций, как у вас устроен ваш внутренний документооборот, не волнует. Но проверять документы они будут не в электронном, а в бумажном виде(с подписью руководителя и печатью), т.к. полноценного закона об электронном документообороте в России нет. Т.е. все юридически значимые документы должны иметь подпись руководителя и печать организации. Но не должны иметь отметки и росписи согласующих лиц, входящие в организацию.
Тут такой вопрос. Я и админ и разработчик в одном лице. Те видимо на этапе постановки задачи, я должна требовать от заказчика, какого-то подтвержения, что внутреннее согласование может быть в электронном виде и к документам подлежащим проверке различными контролирующим органам не относятся, либо прорабоатывать процедуру дублирования, получается так?
 
A

Akupaka

а че я?.. я тут не в теме :)) вообще, многа букаф...
скажу кратко, внутренние эл. подписи регулируются внутренними утверждающими документами, кот. не нарушают действительного законодательства...
если подпись нужна только для внутренних дел, то domino вполне может выступать удостоверяющим центром... надо лишь понять как эта хрень работает, и утвердить это нормативно... часто компании реализовывают внешний функционал, т.к. шифрование, кот исп domino не отвечает каким-то зак. требованиям (гос.уровня)... причин я не знаю... Мишка возможно знает, он с этим ковырялся... кину ему ссылку в асю...

остальное - ведение сертификационных ключей, физ и лог защита ключей и тех, кто их генерит, это уже проблема бэзпеки... вообще, именно в подразделении безопасности должен быть такой админ, который умеет все это дело генерить и выдавать админам в дальнейшее пользование...

еще, ЭЦП документа проверяется не Notes-именем, а в спец. разработанном приложении должны быть спец поля, в которые эта подпись добавляется, коточе, ПО должно быть спроэктировано на использование тех самых ключей... я этим не занимался еще, знаю поверхностно...

вообще, организация безопасности афигеть какой здоровый кусок работы, и она не должна начинаться от домино-сервера... она должна начинаться в умах людей, которые до сих пор цепляют свои пароли на бумажках к монитору... ну и т.п. :)
 
M

Mihal

Рома вроде всё правильно написал. Если речь идёт о документообороте внутри предприятия - то предприятие может ограничиться приказами-распоряжениями усередине себя. Типа, "считать цифровую подпись лотуса имеющей силу и точка!". И как обеспечить автоэнтентичность (придумали ж, блин, слово) и множественную подпись - это уже проблемы разработчиков, админов и службы безопасности. Следить за АК, выписывать сертификаты не на 10 лет, а на полгода, бить по рукам за бумажки с паролями и всё такое. Если мы ведём речь о всякого рода финансовых сферах и сферах, пересеикающимися с другими организациями - надо работать с внешними системами ЭЦП (которые сертефицированы СБУ, если речь об Украине). Но там гимор ещё тот... Они работают с файликами. Приходится выгружать документ в файл, подписывать, загружать назад в документ... Всё это с использованием API. При проверке делать обратную процедуру... С этим мы ковырялись и что-то получилось. Гимор ещё тот! Правда, получилось прикольно. Ну и до сих пор не внедрили :) Но там проблемы с JAVA вылезли после перехода из тестовой среды в боевую, причём не в подписи, а в сопутствующих вещах. Сама подпись работает нормально.... Отакэ...
 
30.05.2006
1 345
12
BIT
0
.. работать с внешними системами ЭЦП ... Они работают с файликами. Приходится выгружать документ в файл, подписывать, загружать назад в документ...
О! Очень знакОмый подход.
А пока док-т валяется в файловой системе (на файл-сервере?) он как защищен от несанкционированной модификации? Это о подписи
А если он секретен, то как защищен от чтения (не секрет, что легко читаются даже удалённые файлы)?

Не.. "НакладнЫе" системы защиты (не интегрированные в базовую платформу) - фикция, фИговый листок, отписка для начальства и ширма для попила гос.средств
 
M

Mihal

О! Очень знакОмый подход.
А пока док-т валяется в файловой системе (на файл-сервере?) он как защищен от несанкционированной модификации? Это о подписи
А если он секретен, то как защищен от чтения (не секрет, что легко читаются даже удалённые файлы)?

Не.. "НакладнЫе" системы защиты (не интегрированные в базовую платформу) - фикция, фИговый листок, отписка для начальства и ширма для попила гос.средств

С расшифровкой всё проще. Файл в расшифрованом виде физически никуда не выкладывается. С подписыванием - чуть хужее. Есть отрезок времени когда файл где-то там лежит. Но оригинал-то сидит в лотусовском документе. В случае изминения верификация подписи не пройдёт.

Да и выгрузка нужна для рич-текст полей только. Что бы из рич-текста текст (поток байт) получить.
 
O

Oksana

Видимо должен быть какой-то приказ, который говорит о том, что внутри органзации мы доверяем ситеме Лотус, которая обладает определенным набором возможностей (тут бы хотелось ссылку на официальный источник, что и правда обладает)...
Вот нашла информацию о сертификате, но он для версии 7.0.2, у нас 6.5.5, или не стоит так грузиться, если речь идет о внутренних документах?


а здесь есть отсканированный сертификат, почему-то на ибм его не нашла
 
Мы в соцсетях:

Обучение наступательной кибербезопасности в игровой форме. Начать игру!