Статья 2. КОМПЬЮТЕРНЫЕ СЕТИ. Как понять?

1764095272778.webp


Рад представить читателям вторую статью ветки собственного self-improvement-блога.
Протоколы? Технологии передачи данных? Уровни? Топологии?
Бесчисленное количество статьей и материалов, терабайты видеороликов, тысячи мнений и десятки роудмап - то, с чем сталкивается любой новорождённый самурай на пути информационных технологий. Я не исключение.
Минутный хлопок объёмной и неструктурированной информации - во вкладках уже не терминал и справочники, а резюме разнорабочего.

Товарищ Codeby, разрешите доложить: рядовой Почтиджун подготовил для будущих солдат фронта информационной безопасности максимально краткий экскурс в МИР КОМПЬЮТЕРНЫХ СЕТЕЙ. КАК ИХ ПОНЯТЬ И ЧТО С НИМИ ДЕЛАТЬ?

1. Про что мы говорим? Простым языком.


Начнём с фундамента: сеть - это компания друзей (устройств), разговаривающих между собой. Все они, тем или иным образом взаимосвязаны, толкуют друг другу байки и рассказы (передают данные).
У каждой компании (сети) свои карты на столе:

- Сами друзья, а точнее устройства: компьютеры, принтеры, смартфоны и так далее. Да, они могут быть "с разных планет".

- Место для посиделок, или же среда передачи данных: медные и оптоволоконные кабели, беспроводные сети Wi-Fi. Друзья могут и в одной комнате посидеть, и созвониться с разных точек Земли.

- Общие темы для разговора, один язык общения, называйте как угодно - промежуточные устройства: концентраторы, коммутаторы, точки беспроводного доступа, маршрутизаторы.

- Дружеский свод законов. Как и о чём могут общаться друзья, а о чём нет? Решают протоколы: HTTP\S, TCP\IP, DNS и так далее.

В любой дружеской компании люди обмениваются ценными и полезными, порой развлекающими и вторичными рассказами (обмен информацией). Делятся красивой музыкой и смешными картинками (доступ к ресурсам). Друг и в учёбе не бросит: обязательно даст списать домашку и поделится зарядкой (совместное использование файлов и устройств).

Обмен и использование информации - есть истинная цель существования сетей. Дружеской компании. Паучьей сети. Сети магазинов сосисо-сарделечных изделий. Муравейники. А вы что думали, что сети это сугубо наше, техническое?

1764100832418.webp

2. Основные понятия протоколов и адресации.

К другу хочется сходить... А живёт-то он где?
IP - адрес
: уникальный идентификатор твоего друга - устройства. Состоит из 4 частей(октетов), например 192.168.0.1. Грубо говоря, улица и дом твоего друга.

Вот и домик друга... Домик то его, а подъезд не его.
Маска подсети
: числовое значение, помогающее отличить подъезды дома твоего друга. По маске ты можешь определить, в какой конкретный подъезд тебе нужно постучаться.
Пример: классовый 192.168.0.10, где 10 - квартира твоего друга (адрес устройства). бесклассовый - 192.168.1.0\24, где \24 - та самая маска.

Выяснилось, что друг уже ушёл в школу. Там мы и пересеклись.
Наша школа в данном случае - коммутатор
. Устройство, которое связывает два устройства и организует между ними передачу данных.
Так я и встретил друга, поболтали о домашке.

Поставили двойку в журнал, учитель звонит родителям... Тяжело будет разговаривать с человеком, зная только его адрес.
DNS (система доменных имён)
: позволяет учителю узнать имена моих родителей, и наоборот.
Вместо того, что бы заходить на сайт, вводя его IP-адрес, мы вводим его доменное имя. Например, вместо набора чисел в браузер мы вводим название сайта.

Учитель по деловому вопросу собирается связаться с другим классом в другом кабинете. Далековато...
Маршрутизатор
- устройство для обмена информации между подключёнными в него сетями.

Когда мы переехали в этот город, мы же не сами придумывали название улиц, номер дома и остальные адресные данные?
DHCP
- протокол динамической настройки устройств. Он автоматически выдаёт IP-адреса и прочие параметры сети.

Намучались? Идём дальше...

1764100905636.webp
3. Как работает сетевое подключение дома?
  • Устройство подключается к маршрутизатору через Ethernet или Wi‑Fi.
  • DHCP на маршрутизаторе выдает устройству IP‑адрес, маску подсети, шлюз по умолчанию и DNS-сервера.
  • При обращении к ресурсу в интернете устройство отправляет пакет к шлюзу (маршрутизатору).
  • Маршрутизатор выбирает путь к целевой сети через интернет-провайдера и передаёт пакет дальше.
  • Ответ возвращается тем же путём, но в обратном направлении.

    Пример домашней сети:
  • Маршрутизатор имеет локальный IP 192.168.1.1.​
  • Устройства получают IP 192.168.1.x.
    Шлюз по умолчанию — 192.168.1.1.
  • DNS-сервер обычно выдаётся через DHCP от провайдера или настраивается в маршрутизаторе.
Врубаем режим "нуяжеайтишник" и приступаем к долбёжке по клавиатуре:

1764100986450.webp


4. Практические примеры и задания:

Определение IP и шлюза через командную строку(варьируется в зависимости от ОС):
Код:
ipconfig
ifconfig
ip a

Определение маршрута к интернет-ресурсу (например, нашему любимому):
Код:
tracert codeby.net (Windows)
traceroute codeby.net (macOS\Linux)
Теперь мы видим путь наших пакетиков по узлам сети и задержки.

Проверка доступности сервера
Код:
ping codeby.net

Пока тормозим! Данных терминов вам предостаточно чтоб открыть для себя курс по компьютерным сетям от Андрея Созыкина и продолжить свой путь в столь кажущейся абстрактной теме, как сеть... Лучше этого дядьки за сети вам не расскажет никто!

Благодарю Codeby за предоставленную возможность.
Самый ценный ресурс - ваша обратная связь!
 
Последнее редактирование:
Мы в соцсетях:

Взломай свой первый сервер и прокачай скилл — Начни игру на HackerLab