• 15 апреля стартует «Курс «SQL-injection Master» ©» от команды The Codeby

    За 3 месяца вы пройдете путь от начальных навыков работы с SQL-запросами к базам данных до продвинутых техник. Научитесь находить уязвимости связанные с базами данных, и внедрять произвольный SQL-код в уязвимые приложения.

    На последнюю неделю приходится экзамен, где нужно будет показать свои навыки, взломав ряд уязвимых учебных сайтов, и добыть флаги. Успешно сдавшие экзамен получат сертификат.

    Запись на курс до 25 апреля. Получить промодоступ ...

Статья ASM – техники из старого сундука [2]

Всем привет!

Когда-то
я начал разговор о том, как развлекалось наше старшее поколение, какие придумывали техники обхода дизассемблеров, и как противостояли отладчикам. Сейчас вот выбралось пару свободных деньков и решил продолжить эту тему, собрав в ней наиболее интересные на мой взгляд моменты. Не нужно сбрасывать со-счетов старые финты программирования – на их основе и сейчас создаются крепости, поскольку любые идеи имеют тенденцию заканчиваться, а ничего нового большинство из нас придумать не в состоянии.


1. Самомодификация кода

Система MS-DOS была колыбелью ныне могущественной империи Win. Она выгодно отличалась тем, что предоставляла программистам полную свободу действий, т.к. защита любого уровня в ней отсутствовала как сущность. Вплоть до Win2K это была поистине золотая эпоха, с благоприятной почвой для самовыражения. Вирусы и прочая нечисть плодилась с первой космической скоростью, а программисты закинув ноги на стол старались удивить друг-друга доселе невиданными идеями. (чего только стоит один червь Морриса, который в 88-году заразил чуть-ли не добрую половину сети ARPANET). Именно в то время разум гомосапиенса придумал первые стелс-вирусы, начал применять полиморфные движки, криптографию, и многое другое.

Отдельную нишу в этом котле занял и код, который модифицировал сам-себя. Несмотря на то, что техника требовала хороших знаний формата команд процессора, нервов и огромной самоотдачи – результат того стоил. Наблюдая как код мутирует прямо на глазах в реальном времени, антивирусы сходили с ума и полностью отказывались предпринимать какие-либо попытки анализа. Чтобы хоть как-то взять ситуацию под контроль, аверы стали применять эвристику, на которую хакеры тут-же нашли управу.

Самомодификация это то направление, зубрить которое не имеет смысла. Тут главное понять суть и предоставляемые процессором возможности, а дальше можно будет на автомате творить весьма интересные вещи. Поскольку тему невозможно охватить всю и сразу, то здесь мы возродим лишь парочку забытых идей.


IntelCmd.png


На рисунке выше представлен формат инструкций современных процессоров х86-32/64, где только поле "Код операции" является обязательным, а остальные могут отсутствовать в инструкциях. Размер опкода пляшет в диапазоне 1..3 байта, и в клинических случаях хвост его может торчать даже в соседнем поле "Mod-R/M". Как правило, 2..3-байтными опкодами кодируются инструкции SIMD, поэтому на данный момент они не интересны – нам будет достаточно взять на вооружение формат 1-байтного кода операции, на карту которого указывает красная стрелка.

Как видно из деталей битовой карты, младшая тетрада опкода достаточно творческая, и в ней закодировано аж 5 определений. В зависимости от типа инструкции, младший бит[0] задаёт размер операндов – если он сброшен в нуль, значит операнды размером 1-байт, и соответственно единичное его состояния указывает на 2 и более байтный операнд (word, dword, qword). Три младших бита[2:0] кодируют 8 регистров общего назначения РОН:


Код:
 Инструкция        Код HEX      Опкод BIN
----------------|------------|-----------------
 mov   eax,ebx  |   89.D8    |  89 = 1000.1001  ;<--- операнды размером DWORD, бит[0]=1
 mov   al,bl    |   88.D8    |  88 = 1000.1000  ;<--- операнды размером BYTE,  бит[0]=0
----------------+------------+-----------------

Если это инструкция условного перехода, то само условие определяется в битах[3:1], а бит[0] при этом обращает условие наоборот. Три выделенных под условие бита способны выбрать одно из 8-ми условий, типа JZ, JS, JB и т.д. Таким образом, изменив всего один младший бит, мы можем инвертировать условные переходы. Вот как это выглядит в отладчике:

C-подобный:
start:  dw     0x9090  ;//<--- опкоды инструкции NOP
        jz     @f      ;// условие типа "Zero"
        jnz    @f      ;// ..(его инверсия)

        js     @f      ;// условие типа "Sign"
        jns    @f      ;// ..(его инверсия)
@@:     dw     0x9090

JNE.png


Обратите внимание, как в условных инструкциях кодируется адрес перехода. Команды этого типа могут совершать прыжки только в пределах 127-байт, что кодируется всего одним байтом (в данном случае 06,04,02,00) – это адреса относительно текущего. Если переход осуществляется вперёд, под его адрес отводится младшая половина байта в диапазоне от 00h до 7Fh, а это как-раз макс.127. Если-же прыгаем назад, то для адресации используется уже старшая половина 80..FFh (байт со-знаком). В случае, когда нужен условный прыжок выше этого порога, придётся использовать безусловный JMP, который может отправить нас хоть в космос.


1.0. Бит направления

Однако более широкий интерес для самомодификации предоставляет поле "Направление" в опкоде – под него выделен бит[1]. Оно введено инженерами Intel для обозначения операнда-приёмника: нулевое значение присваивает результат правому операнду, а единица – левому. Так, манипулируя этим битом при помощи OR/AND, мы можем скрытно менять операнды местами. Причём этим операндом может быть как регистр, так и память, что более востребовано с практической точки зрения. Посмотрим на такой код:


C-подобный:
;//----------
.data
count     dd  0    ;//<--- переменная для записи значения
;//----------

section '.code' code executable writable  ;//<--- Отрываем секцию-кода на запись!
start:
        nop
        mov    eax,edx         ;// инструкция с двумя операндами
        nop
        or     byte[@f],10b    ;//<--- взводим бит[1] "Направление"
        nop
@@:     mov    eax,edx         ;// эти регистры поменяются местами!
        dw     0x9090

;// Пример скрытой записи в память
;//--------------------------------
        mov    eax,12345678h   ;// Значение для записи
        nop
        or     byte[@f],10b    ;// <--- взводим бит[1] "Направление"
        nop
@@:     mov    eax,[count]     ;// Теперь запись произойдёт не в регистр, а в память!
        dw     0x9090

@exit:  cinvoke  _getch
        cinvoke  exit,0

Mod.gif


Основное условие при написание самомодифицируемого кода, это доступ к "секции-кода" на запись. Здесь нужно отметить, что в этом нет ничего криминального, и антивирусы никак не реагируют на это обстоятельство. В наше время софт разбух до таких размеров, что программисты сжимают и упаковывают все свои продукты, а чтобы при старте потом его распаковать, секции-кода по любому требуется доступ на запись. Если-бы аверы обращали на это внимание, то в природе не осталось-бы ни одного софта.


1.1. Бит направления при операнде с непосредственным значением

Ладно.. теперь мы знаем, что бит[1] направления, способен менять операнды местами.
Но рассмотрим другую ситуацию, когда один из операндов регистр (или память), а второй – непосредственное значение. Ясно, что это значение не может быть приёмником, например инструкция ADD EAX,0x55. Проблема в том, что процессор требует одинаковые размеры операндов. То-есть данное значение 55h ассемблер переведёт в 4-байтное 0x00000055, чтобы подогнать его под размер регистра EAX. Если брать в корень, то по правилам арифметики нули слева не играют никакой роли, но попробуйте это объяснить процессору. И нужно сказать, инженеры Intel смогли всё-таки обмануть проц, при помощи всё того-же бита[1] направления.

Когда операнд = значение, единичное состояние этого бита отсекает нули слева, в результате чего мы экономим как минимум 1-байт, а в лучшем случае целых 3-байта. Радует то, что все современные компиляторы осведомлены об этом нюансе, и по умолчанию взводят бит[1] в опкоде инструкции. Однако если его умышленно сбросить в нуль, то процессор не дополнит значение 55h нулями, а заберёт из кода следующие за командой ADD EAX,55h три байта, посчитав их продолжением значения 55h. То-есть он включит дурака и начнёт выравнивать операнды на 4-байта. Пользуясь этим глюком, можно прибавь к EAX например не 55h, а заранее подготовив 3-следующих байта, преобразовать значение в 0x22334455. Посмотрим на такой код:


C-подобный:
section '.code' code executable writable
start:
        nop
        add     eax,0x55      ;// текущая инструкция
        nop
        and     byte[@f],11111101b  ;//<--- сбрасываем бит направления!
        nop
@@:     add     eax,0x55      ;// здесь получим "ADD EAX,0x22334455"
        dw      0x3344        ;// подставные значения
        db      0x22          ;// ^^^^^
        nop
        nop

@exit:  cinvoke  _getch
        cinvoke  exit,0

Mod_ADD.gif


Обратите внимание на опкод(83h) по адресу 0x0040200d. После того-как инструкци AND сбрасывает бит[1], его значение получается 81h и у инструкции ADD сразу-же срывает крышу, в результате чего она берёт в охапку следующие 3-байта 0x223344 считая их своими. Как показывают эти элементарные примеры, всего один бит может ввести в ступор начинающих реверсеров, особенно если они не освоили толком интерактивный отладчик.


2. Прячем код от дизассемблеров

В те далёкие время приличный дебагер был роскошью, и всё на что могли рассчитывать кодокопатели – это штатный debug.com, или в лучшем случае "TurboDebugger". Правда позже появился более приличный "AVP-Util" от аверов из лаборатории Касперского, но и он мог отлаживать только досовские приложения. Дела поправились лишь с приходом классики всех времён и народов "Soft-Ace". Таким образом, основным оружием были дизассемблеры типа "Hiew", которые не отлаживали приложения, а лишь предоставляли взору его код.

Одним из запоминающихся способов сокрытия исходника от посторонних глаз предложил вирус под названием CALL.243 (в младенчестве JUMP.466), который прятал полезную нагрузку в адресах переходов. Он был прост до неприличия, зато кроме инструкций CALL не содержал в своей тушке ничего – рассмотрим его реализацию.

Инструкция CALL предназначена для вызова процедур – компиляторы заменили её макросом-прототипом "Invoke". Соответственно в качестве операнда ей требуется адрес вызываемой процедуры, который на системах х32 имеет размер 4-байта (на х64 уже 8-байт). Под виндой, опкодом этой инструкции является 2-байтное значение FF15h, однако если заглянуть в таблицу инструкций, можно обнаружить и 1-байтный опкод Е8h, что демонстрирует скрин из Интеловской доки "Instruction Set Reference":


Intel_Call.png


Теперь, если взять один реальный CALL и после него вставить фиктивный, то получим непрерывную цепочку этих инструкций. В этом случае, 4-байтный адрес перехода фиктивной инструкции мы можем использовать в своих целях, например вставить вместо него код расшифровки сообщения XOR BYTE[EDI],77h + INC EDI (как-раз получается 4-байта). Реальный-же CALL должен будет перепрыгивать фиктивный.

В примере ниже, в качестве адреса реального вызова я использую текущий($) + смещение, которое получается(6). Так осуществляется вызов следующей инструкции CALL $+6, и т.д. Вот пример такой махинации:


C-подобный:
@@:      call    $+6            ;// пропускаем нижеследующие 5 байт
         db      0e8h           ;// фиктивный опкод "call near"
         xor     byte[edi],77h  ;// ..4 байта его адреса,
         inc     edi            ;//  ..которые используем в своих целях
         call    $+6            ;// следующий реальный CALL
...

К сожалению, на системах х32 в таких "ямах" получить больше четырёх/халявных байт не получиться, а вот на х64 в нашем распоряжении уже 8-байт, внутри которых можно разместить слона. В демке ниже нужно предварительно зашифровать строку "Hello World!", а код её расшифрует рассмотренным способом:

C-подобный:
format  pe console
include 'win32ax.inc'
;entry   start
;//-----------
.data
szText   db    'Hello World!',0
szCapt   db    'Self-Mod',0
;//-----------
.code
start:   push    szText
         pop     edi             ;// EDI = адрес строки

@@:      call    $+6
         db      0e8h            ;// call near opсode
         xor     byte[edi],77h
         inc     edi
         call    $+6
         db      0e8h
         xor     byte[edi],77h
         inc     edi
         call    $+6
         db      0e8h
         xor     byte[edi],77h
         inc     edi
         call    $+6
         db      0e8h
         xor     byte[edi],77h
         inc     edi
         call    $+6
         db      0e8h
         xor     byte[edi],77h
         inc     edi
         call    $+6
         db      0e8h
         xor     byte[edi],77h
         inc     edi
         call    $+6
         db      0e8h
         xor     byte[edi],77h
         inc     edi

         add     esp,14*4          ;//<---- выравнивание стека от адресов возврата
         invoke  MessageBox,0,szCapt,0,0
         invoke  ExitProcess,0
.end start

CALL243.png



3. Заключение

Качество кода имеет различные метрики – в некоторых случаях нужно стремиться к его оптимизации, а в некоторых наоборот приправить так, чтобы не оставить взломщику никаких шансов. Старшее поколение программистов оставило нам огромный багаж знаний, а представленные здесь примеры лишь капля в этом океане. Однако опыт приобретается не сразу, а со-временем по таким вот мелким наякам. На сегодня это всё, о чём я хотел сказать, удачи пока!
 
Последнее редактирование:

DragonFly

Green Team
01.06.2020
221
65
BIT
3
Вот прям идеально, запрос посланный в космос пришёл в виде твоей статьи!)) как раз читаю хакинк: искусство эксплоита, и там ассемблер разбирается . Надеюсь мои капельки все воедино соберутся, а потом из ручеечка получится что то типа Байкала, чистое и глубокое знание. Спасибо за статью! Жду еще
 
  • Нравится
Реакции: kryakozabr и Marylin

rusrst

Green Team
04.10.2020
22
27
BIT
0
Да, asm прикольная вещь, и хоть я на нем писал не под х86, а под avr, но все же. Очень заставляет трепетно к битам относится, а так же позволяет из подпрограммы (вызов call) не только возвращаться в вызывающий участок кода (вызов ret), но и уходить в совершенно далёкие и абсолютно другие дебри (через jmp).
 
  • Нравится
Реакции: Marylin

kryakozabr

One Level
20.01.2022
1
1
BIT
0
Как всегда очень интересно вас читать! Очень много интересных идей и знаний я открыл благодаря вам! Спасибо, буду ждать ваши статьи!!!
 
  • Нравится
Реакции: Marylin
Мы в соцсетях:

Обучение наступательной кибербезопасности в игровой форме. Начать игру!