Статья Дизассемблируем циклы, написанные на Си

Доброго времени суток.

Сегодня мы будем смотреть дизассемблированный код инструкций if, for, while, switch, которые написаны на языке Си.

1605795529033.png


Инструкция if

Данную инструкцию довольно просто отличить в дизассемблированном виде от других инструкций. Её отличительное свойство - одиночные инструкции условного перехода je, jne и другие команды jump.

1605790962062.png


1605790989407.png


Напишем небольшую программу на языке Си и дизассемблируем её с помощью radare2. Разницы между IDA PRO и radare2 при дизассемблировании этих программ не было обнаружено, поэтому я воспользуюсь radare2. Вы можете использовать IDA PRO.

IDA PRO

2020-11-17_08-22.png

2020-11-17_08-23.png


radare2

1605792900362.png


Код программы на Си
C:
#include <stdio.h>

void main() {
    int x = 1;
    int y = 2;

    if(x == y) {
        printf("x = y\n");
    }
    else{
        printf("x != y\n");
    }
}
Компилируем при помощи gcc. Команда gcc -m32 prog_if.c -o prog_if.
-m32 означает, что компилироваться код будет под архитектуру x86.

Чтобы посмотреть на код в radare2, напишем команду r2 prog_if. Далее прописываем aaa для анализа кода и переходим к функции main s main. Посмотрим на код с помощью команды pdf.

Дизассемблированный вариант в radare2

1605792900362.png


Первым делом в программе происходит объявление переменных ( int x; int y ), а затем значение 1 перемещается в var_ch (это переменная x) и значение 2 в var_10h (это переменная y). Далее идёт сравнение (cmp) 1 и 2 (cmp edx, dword [var_10h]). Эти значения не равны. Значит jne ( jump if noe equal) перейдёт по адресу 0x000011e1. Проще всего инструкцию if запомнить и определить в режиме графов (команда VV для для radare2 или клавиша пробел для IDA).

Режим графов

1605792914861.png

Немного усложним задачу. Добавим вложенные инструкции. Попробуйте проанализировать этот код.

Код на Си
C:
#include <stdio.h>

void main() {
    int x = 0;
    int y = 1;
    int z = 2;

    if(x == y) {
        if(z == 0) {
        printf("z = 0; x = y\n");
        }
        else{
            printf("z = 0; x != y\n");
        }
    }
    else {
        if(z == 0) {
            printf("z = zero and x != y.\n");
        } else {
            printf("z non-zero and x != y.\n");
        }
    }
}
Дизассемблированный вариант

1605792935104.png


Режим графов

1605792950680.png

В режиме графов это воспринимать намного проще.

Интрукция for
Циклы for всегда состоят из четырех этапов: инициализации, сравнения, выполнения инструкций и инкремента/декремента. По этим четырём этапом мы будем отличать цикл for в ассемблерном коде от других.

Код на Си
C:
#include <stdio.h>

void main() {
    int x;

    for(x = 0; x < 100; x++) {
        printf("x = %d", x);
    }
}
Дизассемблированный вариант

1605792973718.png


1 - инициализации переменной var_ch (x = 0)
2 - сравнение, а затем jle. ( пока x не будет меньше или равен 2, выполнять цикл.)
3 - выполнения инструкций (printf)
4 - инкремент переменной var_ch (++x)

Режим графов

1605792987678.png


Инструкция While

Цикл while часто используется при ожидании, пока не будет выполнено какое-то условие, например получение команды или пакета. В ассемблере циклы while похожи на for, но их легче понять. В ассемблере это выражение похоже на цикл for, но инкремента может и не быть.

Код на Си
C:
#include <stdio.h>

int func_1(int x);
int change_status();

int main() {
    int status = 0;

    while(status == 0) {
        printf("int e = %d", func_1(5) );
        status = change_status();
    }
    
    return 0;
}

int change_status() {
    return 1;
}

int func_1(int x) {
    int c;
    int e;
    int l;
    
    c = 1 + 2;
    e = x / 5;
    l = 4 - 2;

    return e;
}
Дизассемблированный вариант

1605793002542.png


1 - инициализации переменной var_4h (status = 0)
2 - сравнение, а затем je. ( пока x равен 0, выполнять цикл.)
3 - выполнения инструкций (func_1, printf, change_status)

Режим графов

1605793019409.png


Инструкция switch

Конструкция switch обычно компилируется двумя способами: по примеру условного выражения или как таблица переходов.

Компиляция по примеру условного выражения

Код на Си
C:
#include <stdio.h>

int main() {
    int i = 3;

    switch(i) {
        case 1:
            printf("CASE_1 i = %d", i+4);
            break;
        case 2:
            printf("CASE_2 i = %d", i+9);
            break;
        case 3:
            printf("CASE_3 i = %d", i+14);
            break;
    }
    return 0;
}
Дизассемблированный вариант

1605793045836.png


1 - инициализации переменной var_4h (i = 3)
2 - выполнения инструкций (add, printf)

Чтобы понять какой "case" выбран, происходит сравниение (cmp, а затем je, jne) переменной i с значением case.

Режим графов

1605793347813.png


screen13.png


screen_13_2.png


Глядя на этот код, сложно (если вообще возможно) сказать, что представлял собой оригинальный исходный текст — конструкцию switch или последовательность выражений if . В обоих случаях код выглядит одинаково, поскольку оба выражения используют множество инструкций cmp и je или jne.

Таблица переходов

Следующий пример ассемблерного кода часто можно встретить в больших смежных выражениях switch. Мы добавим case 4 и инструкцию по умолчанию.

Код на Си
C:
#include <stdio.h>

int main() {
    int i = 3;

    switch(i) {
        case 1:
            printf("CASE_1 i = %d", i+4);
            break;
        case 2:
            printf("CASE_2 i = %d", i+9);
            break;
        case 3:
            printf("CASE_3 i = %d", i+14);
            break;
        case 4:
            printf("CASE_3 i = %d", i+19);
            break;
        default:
            break;
    }
    return 0;
}
Дизассемблированный вариант

1605793648917.png


1605793656018.png


1 - инициализации переменной var_4h (i = 3)
2 - выполнения инструкций (add, printf)

Вот этот дизасcемблированный код довольно сложно быстро отличить от if и вообще понять что и как тут. В режиме графов всё будет более понятно.

Режим графов

1605793750977.png


1605793673414.png


1605793684884.png


1605793691266.png


Режим графов - ваш друг в дизасcемблировании :)

На этом всё. Рекомендую попробовать самому написать программы на Си, скомпилировать и изучить дизасcемблированный код. Практика и ещё раз практика!

Спасибо за внимание. Не болейте.
 
Последнее редактирование:
Мы в соцсетях:

Обучение наступательной кибербезопасности в игровой форме. Начать игру!