• Познакомьтесь с пентестом веб-приложений на практике в нашем новом бесплатном курсе

    «Анализ защищенности веб-приложений»

    🔥 Записаться бесплатно!

  • CTF с учебными материалами Codeby Games

    Обучение кибербезопасности в игровой форме. Более 200 заданий по Active Directory, OSINT, PWN, Веб, Стеганографии, Реверс-инжинирингу, Форензике и Криптографии. Школа CTF с бесплатными курсами по всем категориям.

Статья Начинающим про сети - TCP/IP - Часть 4

Всем привет дорогие друзья! Это 4-ая часть из цикла "Начинающим про сети". Сегодня мы разберемся с TCP/IP, изучим новые протоколы и немного поговорим о атаках которые могут проводить злоумышленники находясь в вашей сети. Так сказать начнем потихоньку разбираться.

[Сетевая модель TCP/IP]
Недавно мы уже немного познакомились с протоколами TCP и IP, также слегка затрагивал тему данной сетевой модели. В наше время TCP/IP самая используемая модель. Но модель OSI все же знать нужно. Изучив ее в прошлой части мы можем легко познакомиться с tcp/ip.
Стеки TCP/IP и OSI практически не чем не отличны друг от друга. Давайте взглянем на уровни в tcp/ip и сравним его с OSI:

img002.png

В OSI уровней 7, а в tcp/ip всего 4. Первые 3 уровня OSI - это все прикладной уровень tcp/ip. Давайте представим такую картину, что вы с какого-либо приложения хотите отправить письмо. Вы написали письмо и нажали на кнопку "Отправить". Информация далее немного измениться для того чтобы сервер понял эту информацию. Тут мы прошли 1-ый уровень модели tcp/ip - прикладной. Спускаемся далее, теперь у нас идет транспортный уровень. На этом уровне работают как раз таки транспортные протоколы - TCP, UDP ..
Также на этом уровне задаются открытые порты - то, куда в дальнейшем передадут информацию(PDU - данные). Теперь информация спускается на еще один уровень ниже - Интернет. На этом уровне идет поиск маршрута, указание идентификатора узла(представим что почтовый сервер у нас в локальной сети). И снова информация спускается на еще один уровень. Это уровень доступа к сети. Ну а тут все просто. Так как мы в локальной сети с почтовым сервером, то нам нужен его физический идентификатор, а именно MAC адрес. Мы знаем его логический адрес и по всей сети посылается широковещательный ARP запрос. Он отправляется всем узлам сети. Каждый из устройств сравнивает логический адрес в ARP запросе и если они схожи, то отсылает ответ. Так мы узнаем MAC. Надеюсь понятна связь IP и MAC адреса в данном случае. После всего этого информация переформировывается в зависимости от компонента сетевой среды и передается на нужное нам устройство. Данный процесс назван инкапсуляцией. Далее, когда информация поступит на почтовый сервер, там произойдет деинкапсуляця. Т.е. информация снова пройдет уровни описанные выше, но только с низу вверх.


Инкапсуляция - процесс прохождения данными уровней сверху вниз.
Деинкапсуляция - процесс прохождения информацией уровней снизу вверх.

IP - логический идентификатор.
MAC - физический идентификатор.

img001.png


[HTTP и HTTPs]


img003.jpg


HTTP - (Hyper Text Transport Protocol) - протокол передачи гипертекста.

Представим, что я запустил у себя в локальной сети сервер. Обычный web server. Далее я ввожу в адресной строке своего браузера логический идентификатор сервера таким образом:

img005.png


HTTP функционирует на 80-ом порту.
Так вот, браузер обработал такой URL(идентификатор ресурса) в HTTP заголовки. Данные в HTTP передаются заголовками. Вот что мой браузер отправил серверу:


img006.png

Код:
#Get /HTTP/1.1 - получить главную страницу ресурса используя HTTP протокол версии 1.1
#Accept-Language: en-us - тут и без меня понятно(язык)
#Accept: */* - каталог(папка) со страницей которую хотим получить
#Conection: close - соединение завершается
#Host: 192.168.0.2 - логический идентификатор моего сервера

И после процессов инкапсуляции, деинкапсуляции и так несколько раз, приходит ответ от сервера:

img007.png


Код:
#HTTP/1.1 200 OK - все хорошо!)
#Connection: close - закрыть подключение
#Content-Lenght: 369 - длинна передаваемой информации
#Content-Type: text/html - тип передаваемой информации
#Server: PT-Server/5.2 - имя сервера и версия
#HTTP DATA.. - идет передача информации

Запомните:

HTTPs = HTTP + шифрование(SSL)

Протокол HTTPS тот же HTTP, но только в разы безопаснее. Мы убедимся в это когда будем в роли злоумышленников) HTTPS использует методы шифрования. А именно SSL. HTTPS функционирует на порту 443. Как вы думаете какой протокол сейчас использует codeby?
Ответ можно найти, если обратить внимание на адресную строку браузера. В URL в качестве протокола указан https)


[DNS]

1362.970.png



DNS - это очень интересная система. С его помощью вы набирая в браузере codeby.net попадаете именно на Codeby ;)
По этой системе компьютер получает IP адрес на котором работает нужный вам сайт. Это значительно облегчает жизнь. А тем, что например допустим вам нужно запомнить название сайта какой-либо компании. Что по вашему легче запомнить такую билеберду 43.53.23.123 или mycompamy.com?


Домен - это группа компьютеров обьедененных по определенному признаку.

img008.png


P.S: forum.codeby.net - взят для примера, сейчас там нет ничего интересного)
А теперь про домен второго уровня - это название организации(ресурса).
И домен 3-его уровня назначен как бы для подразделения - поддомен.


А теперь непосредственно к работе DNS. Посмотрите на схему ниже:

img009.png


На схеме у нас в самой середине появилось устройство - Switch0.
Это коммутатор. Когда у нас в сети имеется более 2-х узлов, их объединяют коммутатором для улучшения проходимости трафика по сети. Также от коммутатора можно добиться хоть какой-то но безопасности. О обходе vlan и проведении mitm мы поговорим через 2 части.


И так, вы ввели в адресной строке своего браузера , например - mysite.ru
Вам тут все понятно. Но вашему компьютеру ничего не ясно. Он понимает только числа!
И по этому он хочет работать с IP. Затем опять таки наш компьютер, отправляет запрос к DNS серверу который как бы говорит:
"Ты знаешь кто такой mysite.ru?"
Если он находит это у себя в базе, то отправляет ответ нашему компьютеру. Давайте посмотрим как выглядят пакеты:


Запрос к DNS серверу от нашего компьютера

img010.png


Нас интересуют для начала 2 поля. Это NAME и LENT. NAME - имя запрашиваемого ресурса. LENTH - длинна IP запрашиваемого ресурса. Пока что она = 0.

Ответ от сервера:

img011.png


Теперь добавилась ячейка ADDRESS с логическим идентификатором сервера нашего mysite.ru а в ячейке LENGHT его длинна(4 байта). Т.е. DNS сервер нашел у себя кто такой mysite и дал нам ответ. Если вы помните, то перед тем как отправить DNS запрос, мой компьютер должен был отправить широковещательный ARP запрос)) После получения ответа, уже в дело вступит HTTP(s) и наш клиент с сервером будут вести меж собой диалог.

Ладно, в следующей части приступим к практике!

п.с: все картинки - мои!)


[Начинающим про сети] Часть 1
[Начинающим про сети] Часть 2
[Начинающим про сети] Часть 3
 
Последнее редактирование:
F

foxygirl

Добра тебе, слежу за твоими статьями
 

makar

Green Team
08.09.2016
236
150
BIT
0
имхо, но модернизированная модель проще для понимания да и вроде она везде используется если мне память не изменяет с кем то другим
 
A

andrik5665

пили уже следующую часть, уже 9 дней прошло)
 
B

bloodmary

Тема. Сама читаю Оливера ''Компьютерные сети,технологии,протоколы''. Правда у тебя более сжато и понятнее.
 
P

p0stman

Откуда цифра 4 взялась? Можно подробнее здесь, 4 байта чего? самого названия сайта?
 
D

dgrey

Всем советую TCP/IP Illustrated ничего подробнее ещё не было написано про сети.
 

vag4b0nd

Green Team
24.05.2017
303
1 472
BIT
27
У вас было написано "Теперь добавилась ячейка ADDRESS с логическим идентификатором сервера нашего mysite.ru а в ячейке LENGHT его длинна(4 байта)" это как понимать?
Длинна IPv4 - 4 байта(если не понятно, то это 4 ячейки с цифрами от 0 до 255)
 
  • Нравится
Реакции: p0stman

makar

Green Team
08.09.2016
236
150
BIT
0
А зачем нам нужен его MAC?

Потому что есть такая штука как DHCP есть ARP и ещё куча аббревиатур. Так вот создаются таблицы типа мак/ip. И тогда уже свиты или древняя штука под названием хаб знает куда слать инфу. В общем есть мак есть устройство. Есть устройство можно слать туда инфу.
 
Мы в соцсетях:

Обучение наступательной кибербезопасности в игровой форме. Начать игру!