Приветствую гостей и постояльцев Codeby.net!
Пришло время для публикации очередной статьи из цикла VoIP. Сегодня мы разберемся со статистическими параметрами и терминами, определяющими качество связи и эффективность работы VoIP сети, на примере одного из телекоммуникационных операторов. И уделим внимание системам мониторинга вышеуказанных параметров.
Структура цикла VoIP:
Структура этой части:
Как любая компьютерная сеть, сеть VoIP оператора нуждается в мониторинге. Так как, мы имеем дело с голосовым трафиком, идущим через наши узлы 24/7 то и мониторинг должен быть соответствующим.
На примере нашего оператора, применяется несколько основных систем мониторинга.
- это гибкое и многофункциональное приложение нового поколения, которое перевернет ваши представления о мониторинге.
Основные модули 5gVision включают:
Одним их основных используемых инженером модулей, является модуль уведомлений. Он не дает скучать и круглосуточно оповещает обо всех важных событиях.
Сколько прошло минут на то или иное направление, снизилось количество трафика, ухудшились показатели качества сети и т.д.
Выглядит примерно так:
Каждая строка это отдельное событие, полагаю, понятен объем обрабатываемой информации.
- инновационный продукт для крупных и малых телекоммуникационных компаний.
AnyTest обеспечивает:
Здесь, на примере Индонезии, видно, что АОН отсутствует, у вызываемого абонента, будут высвечиваться рандомные номера.
Причиной этому, может быть наличие у компании VoIP шлюзов с сим-картами местного оператора, для того чтобы терминировать роуминговый трафик, и воровать прибыль у мобильного оператора. Или непрямые маршруты и трафик уходит через разных операторов, где и модифицируется, причин может быть несколько.
- свободная система мониторинга и отслеживания статусов разнообразных сервисов компьютерной сети, серверов и сетевого оборудования.
С Zabbix, я полагаю понятно, он круглосуточно рассылает инженерам уведомления о состоянии хостов на почту и особо важные в Telegram.
- система учёта и отслеживания заявок уровня предприятия с открытым исходным кодом, позволяющая управлять задачами, проблемами, и внешними запросами от пользователей. Система написана на объектно-ориентированном языке Perl.
В RT заявкам в зависимости от типа, присваивается свой приоритет, и инженер, взяв заявку на себя, в РТ ведет решение проблемы.
Финансовая часть, мониторится с помощью MVTS II.
- Программный коммутатор MERA VoIP Transit Softswitch II (MVTS II) компании MERA Systems, сейчас SwitchRay Inc, реализует единую точку входа в сеть для централизованной авторизации пользователей, осуществления биллинга, контроля работы сети и повышения сетевой безопасности.
К ней мы еще вернемся, скажу только, что важным моментом мониторинга является получение на почту уведомлений о текущем балансе клиента.
- инструмент для организации сервиса мониторинга и измерения данных с течением времени, является свободным программным обеспечением под лицензией GPL. При помощи MRTG собираются данные от различных источников, и затем они отображаются в виде различных графиков.
Используется нами для слежения за общим интернет трафиком от провайдера к нам и наоборот.
iRedMail — бесплатное open source решение для создания почтовых серверов, включающее в себя скрипт для автоматической установки необходимых компонентов: Dovecot, Postfix, SpamAssasin, ClaimAV, Apache/nginx, Roundcube, SOGo, а так же бесплатную версию web-интерфейса для администрирования — iRedMailAdmin.
Сама корпоративная почта, тоже требует заботы и ухода. Что мы ей и предоставляем. В основном отслеживаем объем свободного места на специальных учетных записях, куда складываются финансовые документы, заключенные контракты и т.д.
Одним из самых основных параметров, так же является общий объём голосового трафика, проходящего через нас в данный момент, желательно с разбивкой по направлениям.
Это забота 5G:
Теперь перейдем непосредственно к рассмотрению параметров определяющих качество связи и эффективность работы VoIP сети.
MOS - (Mean Opinion Score) - Оценка разборчивости речи.
Для количественной оценки качества VoIP-переговоров была введена шкала MOS – усредненная оценка разборчивости речи (Mean Opinion Score). MOS включает в себя показатель воспринимаемого качества звука по балльной шкале от 1 до 5.
Изначально MOS представлял собой среднее арифметическое всех оценок качества, данных людьми, которые прослушивали тестовый звонок и давали ему свою оценку. На сегодняшний день для оценки качества звукового потока человеческого участия не требуется. Современный инструментарий оценки качества VoIP включает в себя искусственные программные модели для расчета MOS.
Показатель MOS крайне субъективен, поэтому не стоит принимать решение по VoIP-системе, основываясь лишь на этом показателе. Следует оценить другие измеряемые параметры, такие как задержки, в сети, потери пакетов, джиттер и т. д. В качестве альтернативы MOS был предложен менее субъективный критерий.
В системе 5G можно замерять MOS на разных направлениях, в модуле тестирования маршрутов.
PDD – (Post dial Delay) - период времени (в секундах), прошедший с момента вызова до момента установления телефонного соединения.
Другими словами, PDD считается временем от сообщения INVITE, отправленного вызывающей стороной, до получения RINGING от терминирующей стороны. И в идеале не должно превышать 2-3 секунд.
NER - (Network Effectiveness Ratio) - Коэффициент эффективности сети.
Network Effectiveness Ratio (NER, коэффициент эффективности сети) измеряет способность сети доставить вызов к вызываемому терминалу. Сигнал занятости и другие ошибки, вызванные поведением пользователя, считаются как "успешно доставленные вызовы" для расчета NER. В отличие от ASR, NER исключает поведение клиента и терминального оборудования. NER считается измерителем качества сети по рекомендации ITU-T.
Индекс NER был предложен в дополнение к рекомендации ITU: E.411.
Он задуман для того, чтобы исключить фактор, зависящий от поведения оконечного пользователя и для получения более полного представления о качестве канала связи.
Он рассчитывается как процентное отношение: (Отвеченных вызовов + Количество вызовов, когда абонент был занят + Вызовы, на которые не ответили + Вызовы, отвергнутые оконечным оборудованием абонента) / Общее количество вызовов.
NER и PDD тоже очень удобно отслеживать в 5G:
ACD - (Average Call Duration) - Средняя продолжительность вызова.
ACD — статистический параметр АТС, коммутатора телефонии (или софтсвича в IP-телефонии), показывающий среднюю продолжительность вызовов на том или ином направлении. Значение ACD, обычно вычисляется на основе данных из подробной записи о вызове (CDR). Нередко ACD используется компаниями-операторами для оценки спроса на направления, а также косвенно, для определения качества связи конкретного направления.
Например, если на определённом направлении среднестатистическое значение ACD падает, это может означать, что звонящим абонентам не нравится качество связи, в другом случае это может указывать на наличие FAS на маршруте, либо на проблемы у терминирующего оператора, например, разрыв связи через 5-10 сек.
Вариантов масса, главный момент, это удержать вас в роуминге и снять больше денег с вашего счета. Мы, как можем, боремся с таким видом мошенничества, но он процветает вопреки всему.
ASR - (Answer Seizure Ratio) и ABR - (Answer Bid Ratio) - статистические параметры.
ASR и ABR— статистические параметры, определяющие качество связи в заданном направлении через определённый узел телефонии, например АТС или коммутатора (или софтсвича в IP-телефонии).
ASR и ABR определены Международным союзом электросвязи (ITU) в SG2 рекомендации: E.411: «International network management — Operational guidance».
ASR рассчитывается как процентное отношение числа отвеченных вызовов к общему количеству попыток вызовов в заданном направлении. Так как такие ситуации, как занятость абонента и другие ситуации, когда отвергается вызов, считаются как неудачные попытки вызовов, расчётное значение параметра ASR может меняться в зависимости от поведения вызываемого абонента.
Формула: ASR = (состоявшиеся сеансы связи / попытки) * 100.
ABR - это коэффициент занятости абонентов, т.е. количество успешных (получивших ответ) вызовов по отношению к количеству вызовов, когда вызываемый абонент был занят.
Формула: ABR = (состоявшиеся сеансы связи / количество попыток связи с занятым абонентом) * 100
Понижение величины среднестатистических значений ABR или ASR означает повышение перегрузки сети телефонии. Однако повышение величины ABR или ASR не означает понижения перегрузки сети, так как вызовы могут оставаться без ответа по иным причинам.
Обычно среднестатистические параметры ASR и ABR рассчитывают для какого-то периода времени (количества вызовов) для каждого отдельного направления, что бы оценивать не абсолютное значение, а динамику изменений.
ACD, ASR и ABR мы тоже мониторим в 5G, например, утром, когда необходимо узнать показатели за ночь, и сравнить с прошлой, так как, на ночь нечестные на руку операторы (учитывая GMT конечно) могут включить FAS, или попросту сломаться.
CDR – (Call Detail Record) - Подробная Запись о Вызове (ПЗВ).
Call Detail Record - в телекоммуникационной сфере — сервис, обеспечивающий журналирование работы телекоммуникационного оборудования.
CDR используется для расчета стоимости телефонных разговоров, оценки рациональности использования трафика, а также для сервисных нужд при настройке оборудования. Для решения этих задач CDR-сервис, как правило, работает с тарификационной или биллинговой программой. Тарификационные и биллинговые программы на основе данных CDR формируют счета на оплату телефонных разговоров, рассчитывают статистику загруженности линий и операторов, статистику активности абонентов и т. п.
Эту информацию, инженер берет, или из MVTS или из 5G, в зависимости от конкретной задачи:
В данном случае это CDR’s из MVTS.
RFC - (Request for Comments)
Рабочее предложение, RFC — документ из серии пронумерованных информационных документов Интернета, содержащих технические спецификации и стандарты, широко применяемые во всемирной сети. Название «Request for Comments» ещё можно перевести как «заявка (запрос) на отзывы» или «тема для обсуждения». В настоящее время первичной публикацией документов RFC занимается IETF под эгидой открытой организации Общество Интернета (англ. Internet Society, ISOC). Правами на RFC обладает именно Общество Интернета.
Такая, себе вики, для IT специалистов, иногда является истиной в последней инстанции или железным аргументом в споре с подобным тебе.
На этом, можно закончить эту часть цикла. В следующей публикации, я расскажу о внутренней структуре VoIP оператора, опишу аппаратные и программные решения, которые используются нами, чтобы связь между абонентами была качественной, а работа сотрудников, структурированной и комфортной.
Специально для Codeby.net.
Пришло время для публикации очередной статьи из цикла VoIP. Сегодня мы разберемся со статистическими параметрами и терминами, определяющими качество связи и эффективность работы VoIP сети, на примере одного из телекоммуникационных операторов. И уделим внимание системам мониторинга вышеуказанных параметров.
Структура цикла VoIP:
Структура этой части:
- Мониторинг сети VoIP оператора.
- MOS - (Mean Opinion Score) - Оценка разборчивости речи.
- PDD – (Post dial Delay) - период времени (в секундах), прошедший с момента вызова до момента установления телефонного соединения.
- NER - (Network Effectiveness Ratio) - Коэффициент эффективности сети.
- ACD - (Average Call Duration) - Средняя продолжительность вызова.
- ASR - (Answer Seizure Ratio) и ABR - (Answer Bid Ratio) - статистические параметры.
- CDR – (Call Detail Record) - Подробная Запись о Вызове (ПЗВ).
- RFC - (Request for Comments) — документ из серии пронумерованных информационных документов Интернета, охватывающих технические спецификации и Стандарты, широко используемые во Всемирной сети.
Как любая компьютерная сеть, сеть VoIP оператора нуждается в мониторинге. Так как, мы имеем дело с голосовым трафиком, идущим через наши узлы 24/7 то и мониторинг должен быть соответствующим.
На примере нашего оператора, применяется несколько основных систем мониторинга.
Основные модули 5gVision включают:
- Гибкие Графики, позволяющие сравнивать любую статистику от любых объектов в VoIP коммутаторе или устройств, опрашиваемых по SNMP.
- Моментальные и простые в использовании Отчеты с группировкой по часу, дню, неделе.
- Гибкий модуль Уведомления о проблемах с доставкой через email или SMS.
- Удобный просмотрщик CDR.
- Сбор VoIP логов, построение Call flow.
- Запись и прослушивание медиа потока.
- Автоматическое тестирование маршрутов.
- Автоматический импорт и управление тарифами.
Одним их основных используемых инженером модулей, является модуль уведомлений. Он не дает скучать и круглосуточно оповещает обо всех важных событиях.
Сколько прошло минут на то или иное направление, снизилось количество трафика, ухудшились показатели качества сети и т.д.
Выглядит примерно так:
Каждая строка это отдельное событие, полагаю, понятен объем обрабатываемой информации.
AnyTest обеспечивает:
- Тестирование более 130 направлений (стран и операторов).
- Универсальный алгоритм проверки CLI (АОН).
- FAS-обнаружение (False Answer Supervision, об этом несколько позже).
- Полный удаленный доступ.
- Функции мониторинга и оповещения (графики тестирования).
- Возможность поделиться результатами тестов.
- Дружественный интерфейс.
Здесь, на примере Индонезии, видно, что АОН отсутствует, у вызываемого абонента, будут высвечиваться рандомные номера.
Причиной этому, может быть наличие у компании VoIP шлюзов с сим-картами местного оператора, для того чтобы терминировать роуминговый трафик, и воровать прибыль у мобильного оператора. Или непрямые маршруты и трафик уходит через разных операторов, где и модифицируется, причин может быть несколько.
С Zabbix, я полагаю понятно, он круглосуточно рассылает инженерам уведомления о состоянии хостов на почту и особо важные в Telegram.
В RT заявкам в зависимости от типа, присваивается свой приоритет, и инженер, взяв заявку на себя, в РТ ведет решение проблемы.
Финансовая часть, мониторится с помощью MVTS II.
К ней мы еще вернемся, скажу только, что важным моментом мониторинга является получение на почту уведомлений о текущем балансе клиента.
Используется нами для слежения за общим интернет трафиком от провайдера к нам и наоборот.
iRedMail — бесплатное open source решение для создания почтовых серверов, включающее в себя скрипт для автоматической установки необходимых компонентов: Dovecot, Postfix, SpamAssasin, ClaimAV, Apache/nginx, Roundcube, SOGo, а так же бесплатную версию web-интерфейса для администрирования — iRedMailAdmin.
Сама корпоративная почта, тоже требует заботы и ухода. Что мы ей и предоставляем. В основном отслеживаем объем свободного места на специальных учетных записях, куда складываются финансовые документы, заключенные контракты и т.д.
Одним из самых основных параметров, так же является общий объём голосового трафика, проходящего через нас в данный момент, желательно с разбивкой по направлениям.
Это забота 5G:
Теперь перейдем непосредственно к рассмотрению параметров определяющих качество связи и эффективность работы VoIP сети.
MOS - (Mean Opinion Score) - Оценка разборчивости речи.
Для количественной оценки качества VoIP-переговоров была введена шкала MOS – усредненная оценка разборчивости речи (Mean Opinion Score). MOS включает в себя показатель воспринимаемого качества звука по балльной шкале от 1 до 5.
Изначально MOS представлял собой среднее арифметическое всех оценок качества, данных людьми, которые прослушивали тестовый звонок и давали ему свою оценку. На сегодняшний день для оценки качества звукового потока человеческого участия не требуется. Современный инструментарий оценки качества VoIP включает в себя искусственные программные модели для расчета MOS.
Показатель MOS крайне субъективен, поэтому не стоит принимать решение по VoIP-системе, основываясь лишь на этом показателе. Следует оценить другие измеряемые параметры, такие как задержки, в сети, потери пакетов, джиттер и т. д. В качестве альтернативы MOS был предложен менее субъективный критерий.
В системе 5G можно замерять MOS на разных направлениях, в модуле тестирования маршрутов.
PDD – (Post dial Delay) - период времени (в секундах), прошедший с момента вызова до момента установления телефонного соединения.
Другими словами, PDD считается временем от сообщения INVITE, отправленного вызывающей стороной, до получения RINGING от терминирующей стороны. И в идеале не должно превышать 2-3 секунд.
NER - (Network Effectiveness Ratio) - Коэффициент эффективности сети.
Network Effectiveness Ratio (NER, коэффициент эффективности сети) измеряет способность сети доставить вызов к вызываемому терминалу. Сигнал занятости и другие ошибки, вызванные поведением пользователя, считаются как "успешно доставленные вызовы" для расчета NER. В отличие от ASR, NER исключает поведение клиента и терминального оборудования. NER считается измерителем качества сети по рекомендации ITU-T.
Индекс NER был предложен в дополнение к рекомендации ITU: E.411.
Он задуман для того, чтобы исключить фактор, зависящий от поведения оконечного пользователя и для получения более полного представления о качестве канала связи.
Он рассчитывается как процентное отношение: (Отвеченных вызовов + Количество вызовов, когда абонент был занят + Вызовы, на которые не ответили + Вызовы, отвергнутые оконечным оборудованием абонента) / Общее количество вызовов.
NER и PDD тоже очень удобно отслеживать в 5G:
ACD - (Average Call Duration) - Средняя продолжительность вызова.
ACD — статистический параметр АТС, коммутатора телефонии (или софтсвича в IP-телефонии), показывающий среднюю продолжительность вызовов на том или ином направлении. Значение ACD, обычно вычисляется на основе данных из подробной записи о вызове (CDR). Нередко ACD используется компаниями-операторами для оценки спроса на направления, а также косвенно, для определения качества связи конкретного направления.
Например, если на определённом направлении среднестатистическое значение ACD падает, это может означать, что звонящим абонентам не нравится качество связи, в другом случае это может указывать на наличие FAS на маршруте, либо на проблемы у терминирующего оператора, например, разрыв связи через 5-10 сек.
- False Answer Supervision (FAS) – относится к виду мошенничества в VoIP, когда A-стороне (вызывающей) неправильно выставлен счет: продолжительность счета больше, чем продолжительность фактического телефонного разговора. FAS обычно выполняется оптовиками VoIP в своих программных коммутаторах для случайно выбранных вызовов. Добавление небольшого количества дополнительных счетов за многие вызовы означает большой доход для оптового торговца VoIP. На самом деле это означает кражу денег у абонента (A-party).
Вариантов масса, главный момент, это удержать вас в роуминге и снять больше денег с вашего счета. Мы, как можем, боремся с таким видом мошенничества, но он процветает вопреки всему.
ASR - (Answer Seizure Ratio) и ABR - (Answer Bid Ratio) - статистические параметры.
ASR и ABR— статистические параметры, определяющие качество связи в заданном направлении через определённый узел телефонии, например АТС или коммутатора (или софтсвича в IP-телефонии).
ASR и ABR определены Международным союзом электросвязи (ITU) в SG2 рекомендации: E.411: «International network management — Operational guidance».
ASR рассчитывается как процентное отношение числа отвеченных вызовов к общему количеству попыток вызовов в заданном направлении. Так как такие ситуации, как занятость абонента и другие ситуации, когда отвергается вызов, считаются как неудачные попытки вызовов, расчётное значение параметра ASR может меняться в зависимости от поведения вызываемого абонента.
Формула: ASR = (состоявшиеся сеансы связи / попытки) * 100.
ABR - это коэффициент занятости абонентов, т.е. количество успешных (получивших ответ) вызовов по отношению к количеству вызовов, когда вызываемый абонент был занят.
Формула: ABR = (состоявшиеся сеансы связи / количество попыток связи с занятым абонентом) * 100
Понижение величины среднестатистических значений ABR или ASR означает повышение перегрузки сети телефонии. Однако повышение величины ABR или ASR не означает понижения перегрузки сети, так как вызовы могут оставаться без ответа по иным причинам.
Обычно среднестатистические параметры ASR и ABR рассчитывают для какого-то периода времени (количества вызовов) для каждого отдельного направления, что бы оценивать не абсолютное значение, а динамику изменений.
ACD, ASR и ABR мы тоже мониторим в 5G, например, утром, когда необходимо узнать показатели за ночь, и сравнить с прошлой, так как, на ночь нечестные на руку операторы (учитывая GMT конечно) могут включить FAS, или попросту сломаться.
CDR – (Call Detail Record) - Подробная Запись о Вызове (ПЗВ).
Call Detail Record - в телекоммуникационной сфере — сервис, обеспечивающий журналирование работы телекоммуникационного оборудования.
CDR используется для расчета стоимости телефонных разговоров, оценки рациональности использования трафика, а также для сервисных нужд при настройке оборудования. Для решения этих задач CDR-сервис, как правило, работает с тарификационной или биллинговой программой. Тарификационные и биллинговые программы на основе данных CDR формируют счета на оплату телефонных разговоров, рассчитывают статистику загруженности линий и операторов, статистику активности абонентов и т. п.
Эту информацию, инженер берет, или из MVTS или из 5G, в зависимости от конкретной задачи:
В данном случае это CDR’s из MVTS.
RFC - (Request for Comments)
Рабочее предложение, RFC — документ из серии пронумерованных информационных документов Интернета, содержащих технические спецификации и стандарты, широко применяемые во всемирной сети. Название «Request for Comments» ещё можно перевести как «заявка (запрос) на отзывы» или «тема для обсуждения». В настоящее время первичной публикацией документов RFC занимается IETF под эгидой открытой организации Общество Интернета (англ. Internet Society, ISOC). Правами на RFC обладает именно Общество Интернета.
Такая, себе вики, для IT специалистов, иногда является истиной в последней инстанции или железным аргументом в споре с подобным тебе.
На этом, можно закончить эту часть цикла. В следующей публикации, я расскажу о внутренней структуре VoIP оператора, опишу аппаратные и программные решения, которые используются нами, чтобы связь между абонентами была качественной, а работа сотрудников, структурированной и комфортной.
Специально для Codeby.net.
Вложения
Последнее редактирование: